Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа становится заложницей нормативно-подушевого финансирования и разграничения полномочий между уровнями власти
Реформы на местах все чаще вызывают активный протест родителей учеников. Так было несколько недель назад в воронежском селе Князеве («ПС» № 62). Теперь это происходит в приморском поселке Дунай и в Екатеринбурге

«…Ликвидируется высокопрофессиональный коллектив учителей»
Чиновники считают, что некомплектные классы – напрасная трата денег на зарплату педагогов. Но если в этом классе 70% детей из «трудных» семей, именно некомплектность становится условием эффективной работы учителя

В Приморье жители поселка Дунай, сопротивляясь закрытию школы, готовы объявить общепоселковую голодовку, провести забастовку и перекрыть трассу Владивосток – Находка. Причиной волнений стало решение главы администрации городского округа ЗАТО города Фокина Геннадия Бучирина объединить две поселковые школы, № 253 и № 258, в одну. А освободившееся здание перепрофилировать под детский дом.

На улицах Дуная почти не видно прохожих и машин. Местные острословы называют поселок, соседствующий с военными объектами и могильником радиоактивных отходов, мертвой зоной.
В глаза бросаются окна и двери жилых домов, заложенные кирпичом. Народ уезжает из Дуная, а продать жилье практически невозможно. Хотя за однокомнатную квартиру здесь просят тысячу долларов. Горячей воды в поселке нет, холодную подают по часам. Единственное предприятие, судоремонтный завод Минобороны, где трудятся 800 человек, дышит на ладан. Есть идея создать на его базе порт-пункт по перевалке металлоконструкций, контейнерных и сыпучих грузов. Но эти планы пока существуют только на бумаге.
В Дунае еще работают Дом культуры, библиотека семейного чтения, Дом детского творчества. Но главное, что в поселке с восемью тысячами населения сохранились две школы. Там учатся 938 дунайских школьников. Пока учатся.
Весть о закрытии школы № 253 и о ее слиянии с
258-й школой взбудоражила Дунай еще в августе. Постановление об этом издал глава городского округа, которому принадлежит Дунай, Геннадий Бучирин. В будущем в пустом здании школы он предполагает разместить детдом.
– В Фокине за 50 миллионов бюджетных рублей построили двухэтажный детский дом, – говорят родители учеников 253-й школы. – А его отдали под элитный детский сад!
Учителя 253-й с решением главы тоже не согласны.
– Мы работаем уже 28 лет, даем нормальные уроки, выпускаем детей, – говорит директор Татьяна Островская. – Даже золотые медалисты есть. Мы обратились в краевой департамент образования. И получили ответ, что им наша школа в качестве детского дома не нужна.
У педагогов есть и другие аргументы за сохранение школы.
71% учеников 253-й школы – из малообеспеченных семей. 25% воспитываются без отца или матери.
– Многие дети ходят в школу не за знаниями, а за обедом, – говорят учителя. – Потому что дома зачастую они не видят ничего, кроме куска хлеба и стакана чая без сахара. Среди учащихся есть сироты, инвалиды, есть дети с различными психическими отклонениями. В родной школе они чувствуют себя комфортно, даже лучше, чем дома. А слияние школ разрушит эти отношения, которые складывались годами.
Кроме того, если объединить две школы под одной крышей, будут нарушены нормы СанПиНов. Этот вывод сделали специалисты Главного управления МЧС по Приморскому краю, которые проверяли правомочность решения мэра ЗАТО города Фокина.
– Своим решением о закрытии школы № 253 п. Дунай и переводе учеников в школу № 258 (п. Дунай) глава городского округа существенно ухудшил условия получения образования детьми, что является неправомерным. При ликвидации школы № 253 в школе № 258 на 759 мест будут обучаться 938 человек. Школа будет перегружена. Обучение будет вестись в две смены. Ликвидируется хорошо организованный высокопрофессиональный коллектив учителей, нарушаются отработанные связи преподавателей с родителями учеников.
Подпись под заключением поставил начальник ГУ МЧС России по Приморскому краю полковник Н.ТИМОШЕНКО.
– Наполняемость первых классов должна быть не более 20 учащихся, в остальных – не более 25, – ссылается на закон Татьяна Островская. – Сегодняшнее число учеников в обеих школах Дуная составляет разумный предел.
Пока еще 253-я школа работает. У нее течет кровля, из-за этого часть здания обесточена и не действует противопожарная сигнализация. Цена вопроса – 850 тысяч рублей. И деньги эти, по словам Татьяны Островской, в городском бюджете есть. Но Геннадий Бучирин считает нецелесообразным выделение средств на ремонт школы. Реконструкция начнется, когда она будет закрыта. Время “Ч” назначено на 1 ноября.
…На днях в Дунае состоялся митинг жителей поселка, посвященный защите прав детей городского округа ЗАТО г. Фокина. Жители Дуная объявили, что, если 253-ю школу все-таки закроют, своих детей в 258-ю они не поведут – перекроют федеральную трассу Владивосток – Находка и объявят голодовку. Среди прочих требований собравшиеся выразили недоверие главе администрации Геннадию Бучирину.

Глава администрации от своего решения не отступается
Хотя прокуратура уже дважды это решение опротестовывала. А жители Дуная выразили Геннадию Бучирину недоверие

По убеждению Геннадия Бучирина, то, “что происходит сегодня, должно было быть сделано еще в прошлом году, а может, и в позапрошлом”.

– С 1 января 2006 года согласно Федерального закону № 131–ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления” мы переходим на систему финансирования, где деньги выделяются по принципу норма–классы, – говорит Геннадий Бучирин. – А сегодня в каждой из школ Дуная по десять некомплектных классов. К примеру, в восьмом классе одной школы обучаются 11 учеников и 15 учеников – в другой.
Когда учителя 253-й школы говорят, что они борются за детей, это лукавство. Они борются за собственное благополучие, за свои рабочие места и за свою заработную плату. Директор получает 20 тысяч, остальные за счет переработки – по 15–17 тысяч. А переработка из-за преподавания в неукомплектованных классах. Объединив эти две школы, мы приводим систему в норму. Это необоснованный расход бюджетных средств, когда рядом две некомплектные школы! Это же несерьезно!
Конечно, прежде можно было себе позволить и такие расходы, и должность замдиректора по науке, и дополнительные ставки. Но тогда было другое финансирование!
– А зачем понадобилось перепрофилировать школу № 253 в детский дом, когда в городе Фокине уже есть только что отстроенный детский дом?
– Закрыть школу и оставить помещение на произвол судьбы, чтобы оно было тут же разрушено, – это варварство. Это не по-человечески! В связи с этим и возникла идея переоборудовать школу в детский дом. Когда мы его сделаем, там будет 150 рабочих мест!

Сергей Кожин,
газета “Золотой Рог” –
специально для “ПС”
поселок Дунай – Владивосток

Судьбу учеников можно считать решенной
Когда властям, чтобы сохранить в собственности недвижимость, нужно закрыть школу

По новому закону о местном самоуправлении мэрия Екатеринбурга должна была передать в ведение властей Свердловской области все объекты социальной сферы и 36 коррекционных школ города. Область брала на себя и финансирование, и право распоряжаться зданиями. Похоже, расставаться с недвижимостью в администрации города не очень хотели.
В начале августа депутаты городской Думы прервали свои отпуска и на внеочередном заседании заявили, что передача соцобъектов региону приведет к разрушению всей социальной сферы.
Народные избранники утверждали, что область, получив в свое распоряжение коррекционные школы и приюты, закроет их, а помещения сдаст в аренду коммерческим структурам. Говорили, что у области недостаточно средств для содержания всех 17 тысяч социальных объектов, которые должны перейти на региональный баланс.
В конце заседания депутаты городской Думы Екатеринбурга написали обращения к своим коллегам из областного парламента и губернатору с просьбой оставить в ведении города некоторые социальные объекты.
Область ответила отказом.
Тогда в борьбу включилась исполнительная власть Екатеринбурга. Начальник управления по социальной политике администрации города Эльвира Гончаренко подписала приказ о закрытии семи реабилитационных центров, двух отделений дневного пребывания инвалидов и двух коррекционных школ.
Логика городских властей проста. Закон требует отдать области именно социальные объекты. Если закрыть приют или коррекционную школу, а вместо них открыть, например, детский сад, который пока никуда передавать не надо, то и здание, в котором он находится, останется в собственности города.
Такой тактикой возмутились даже городские депутаты. На очередном внеочередном заседании они написали воззвание к администрации Екатеринбурга, где попросили прекратить ликвидацию социальных учреждений. Депутатов опять никто не услышал. Как не услышали городские власти и людей, непосредственно пострадавших от закрытия. Пикеты инвалидов, изгнанных из реабилитационных центров, прошли незамеченными. А родители учеников закрытых коррекционных школ тщетно писали письма полномочному представителю Президента РФ в УрФО, губернатору, уполномоченному по правам человека в Свердловской области, мэру Екатеринбурга, главе Ленинского района, где находились закрытые школы, и прокурору области.
И вот недавно областные власти сделали ответный ход. Движимые то ли заботой о детях и инвалидах, то ли желанием отвоевать несколько помещений в центре города, областные чиновники тоже обратились в прокуратуру. В запросе, подписанном министром социальной защиты населения Свердловской области, сказано, что закрытие коррекционных школ и социальных центров должно быть обжаловано.

Идет просто оптимизация сети,
считает заместитель начальника Управления образования города Екатеринбурга Игорь Бурдаков

– Город должен был передать области все социальные учреждения. Вместо этого две коррекционные школы Екатеринбурга были закрыты…
– Никакой связи между этими двумя событиями нет! Эти школы были не полностью укомплектованы!
Мы закрыли их с целью оптимизации сети и экономии бюджетных средств. Это задумывалось давно и просто совпало с передачей области социальных учреждений.
Все дети распределены по другим школам. Перегрузки нигде не возникло.
Возражений от родителей никаких не было.
– А что сейчас в зданиях, где находились школы?
– Одно помещение мы отдали гимназии, находящейся по соседству. У них как раз не хватало площадей. Сейчас там учатся начальные классы этой гимназии. А в другом здании открылся детский сад. У нас, как по всей стране, сейчас огромный дефицит мест в детских садах. Когда-то закрыли – детей не было, а теперь демографическая ситуация выправилась и мест не хватает.
– А здания эти в итоге принадлежат городу или области?
– Конечно, городу. Ведь детские сады и общеобразовательные школы остались на нашем балансе.

Город не имеет права этого делать,
настаивает заместитель министра социальной защиты населения Свердловской области Валерий Бойко

– Правомочно ли закрывать, реорганизовывать социальные учреждения?
– Это совершенно невозможно! Потому что есть федеральный закон, по которому учреждения социального обслуживания не могут быть перепрофилированы.
– А закрыты они могут быть?
– Этого быть не может! Все социальные учреждения будут сохранены. Потому что есть такой пункт в 122-м ФЗ: положение граждан не должно ухудшаться.
– Но уже закрыты две коррекционные школы…
– Про школы я ничего не знаю, звоните в министерство образования.
– …и один социально-реабилитационный центр для стариков. Это уже ваше ведомство?
– Это неправда! Это город закрыл!
– Так, значит, все-таки закон законом, а в реальности все иначе…
– Нет! Город не имеет права что-то там закрывать. Федеральный закон обязаны исполнять все! Город защищает свои интересы и не очень охотно расстается со своим имуществом, но есть закон. Закон, по которому нам должно быть передано все имущество, которое было на балансе социальных учреждений на 6 октября 2003 года! Так что они ничего не добьются!

Наталья КЛЮЧАРЕВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru