Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ №51 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Елена КУЦЕНКО

Арт-песочница во дворе Фонтанного дома

В конце сентября в Санкт-Петербурге состоялся Первый всероссийский фестиваль детских музейных программ

В рамках фестиваля «Детские дни в Петербурге» прошел финал Всероссийского конкурса детских музейных программ, мастер-классы российских и зарубежных участников, «круглые столы», где обсуждались проекты, представленные на фестиваль, – все это составляло профессиональную часть программы. А на открытую часть, где девятнадцать музеев города показывали свои программы для детей, помимо профессиональных музейщиков были приглашены и ребята с родителями, и школьные педагоги всего города.

В России, как и во всем мире, растет интерес к музейной педагогике: работники музеев постоянно придумывают новые формы работы со школьной аудиторией, стремятся узнать об опыте коллег. Видимо, поэтому на всех мероприятиях профессиональной программы был аншлаг: по словам организаторов, помещения, где проходили мастер-классы, едва вместили всех желающих: ведь приехали в Петербург более двухсот участников из семидесяти городов России, из Белоруссии, Украины, Таджикистана, Эстонии. А на конкурс было представлено 85 образовательных музейных программ из шестидесяти девяти музеев России. Были и делегации, приехавшие не для участия в конкурсе, а чтобы посмотреть работу коллег, познакомиться с новыми технологиями общения со школьниками, взаимодействия с педагогами. В основном – работники небольших провинциальных музеев. Больше всего их заинтересовали интерактивные формы музейной педагогики, которые демонстрировались практически на каждой фестивальной площадке.
Дети тоже были в восторге от возможности «трогать руками» и непосредственно участвовать в игре-путешествии по музеям Санкт-Петербурга «Я иду искать!». Девятнадцать петербургских музеев разработали специальные детские маршруты по своим экспозициям, которые предусматривали самостоятельный, увлекательный и познавательный диалог ребенка с музеем. На некоторых площадках посетителей оказалось гораздо больше того, что планировали музейщики. Например, во дворик около Государственного литературно-мемориального музея А.А.Ахматовой в Фонтанном доме пришло около ста пятидесяти детей из окрестных домов и детского хосписа. Их привлекло сообщение об интерактивной детской арт-площадке «Детский сад». Там планировалось создание арт-объекта. А попросту говоря, ребята вместе с финской художницей Марианн Лайти строили домики из прутиков и скотча, прилаживая их к заготовленным заранее каркасам. А потом в свое удовольствие раскрашивали.
И это не одноразовая акция, приуроченная к фестивалю, работники музея уже построили вместе с ребятами в соседнем дворе арт-объект из сломанной горки и реконструировали песочницу, используя как строительный материал старые вещи и игрушки, принесенные жильцами. На будущее тоже запланированы регулярные программы для детей с участием российских и западных художников.
Вообще же дети пока не привыкли к интерактивным формам. По словам Татьяны Александровны Чумак, одного из авторов выставки «Отраженное время», организованной Государственным музеем истории Санкт-Петербурга в Петропавловской крепости, ребята не решаются даже взять объяснительный материал, специально разложенный в залах. Музей приглашает студентов Российского государственного педагогического университета им. Герцена в качестве волонтеров, чтобы помочь детям обживать музейное пространство. Работает этот музей и с педагогами, которые, придя на фестивальную площадку, могли иначе взглянуть как на своих учеников, так и на перспективы сотрудничества с музеем.
Даже привозя группы школьников в Санкт-Петербург, учителя могут заранее созвониться с музеем и попросить о тематической экскурсии. Работники музея в этом случае заранее готовят материал об исторической связи Петербурга именно с этим городом. И школьники слушают такой рассказ, просто раскрыв рот.
В этом году групп из других городов на фестивале было не очень много, но следующей осенью фестиваль пройдет вновь. И у школьных педагогов есть возможность показать своим ребятам множество детских музейных программ и самим набраться опыта в области сотрудничества с музеями.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru