ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ №51
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Арт-песочница во дворе Фонтанного
дома
В конце сентября в Санкт-Петербурге
состоялся Первый всероссийский фестиваль
детских музейных программ
В рамках фестиваля «Детские дни в
Петербурге» прошел финал Всероссийского
конкурса детских музейных программ,
мастер-классы российских и зарубежных
участников, «круглые столы», где обсуждались
проекты, представленные на фестиваль, – все это
составляло профессиональную часть программы. А
на открытую часть, где девятнадцать музеев
города показывали свои программы для детей,
помимо профессиональных музейщиков были
приглашены и ребята с родителями, и школьные
педагоги всего города.
В России, как и во всем мире, растет
интерес к музейной педагогике: работники музеев
постоянно придумывают новые формы работы со
школьной аудиторией, стремятся узнать об опыте
коллег. Видимо, поэтому на всех мероприятиях
профессиональной программы был аншлаг: по словам
организаторов, помещения, где проходили
мастер-классы, едва вместили всех желающих: ведь
приехали в Петербург более двухсот участников из
семидесяти городов России, из Белоруссии,
Украины, Таджикистана, Эстонии. А на конкурс было
представлено 85 образовательных музейных
программ из шестидесяти девяти музеев России.
Были и делегации, приехавшие не для участия в
конкурсе, а чтобы посмотреть работу коллег,
познакомиться с новыми технологиями общения со
школьниками, взаимодействия с педагогами. В
основном – работники небольших провинциальных
музеев. Больше всего их заинтересовали
интерактивные формы музейной педагогики,
которые демонстрировались практически на каждой
фестивальной площадке.
Дети тоже были в восторге от возможности
«трогать руками» и непосредственно участвовать
в игре-путешествии по музеям Санкт-Петербурга «Я
иду искать!». Девятнадцать петербургских музеев
разработали специальные детские маршруты по
своим экспозициям, которые предусматривали
самостоятельный, увлекательный и познавательный
диалог ребенка с музеем. На некоторых площадках
посетителей оказалось гораздо больше того, что
планировали музейщики. Например, во дворик около
Государственного литературно-мемориального
музея А.А.Ахматовой в Фонтанном доме пришло около
ста пятидесяти детей из окрестных домов и
детского хосписа. Их привлекло сообщение об
интерактивной детской арт-площадке «Детский
сад». Там планировалось создание арт-объекта. А
попросту говоря, ребята вместе с финской
художницей Марианн Лайти строили домики из
прутиков и скотча, прилаживая их к заготовленным
заранее каркасам. А потом в свое удовольствие
раскрашивали.
И это не одноразовая акция, приуроченная к
фестивалю, работники музея уже построили вместе
с ребятами в соседнем дворе арт-объект из
сломанной горки и реконструировали песочницу,
используя как строительный материал старые вещи
и игрушки, принесенные жильцами. На будущее тоже
запланированы регулярные программы для детей с
участием российских и западных художников.
Вообще же дети пока не привыкли к интерактивным
формам. По словам Татьяны Александровны Чумак,
одного из авторов выставки «Отраженное время»,
организованной Государственным музеем истории
Санкт-Петербурга в Петропавловской крепости,
ребята не решаются даже взять объяснительный
материал, специально разложенный в залах. Музей
приглашает студентов Российского
государственного педагогического университета
им. Герцена в качестве волонтеров, чтобы помочь
детям обживать музейное пространство. Работает
этот музей и с педагогами, которые, придя на
фестивальную площадку, могли иначе взглянуть как
на своих учеников, так и на перспективы
сотрудничества с музеем.
Даже привозя группы школьников в
Санкт-Петербург, учителя могут заранее
созвониться с музеем и попросить о тематической
экскурсии. Работники музея в этом случае заранее
готовят материал об исторической связи
Петербурга именно с этим городом. И школьники
слушают такой рассказ, просто раскрыв рот.
В этом году групп из других городов на фестивале
было не очень много, но следующей осенью
фестиваль пройдет вновь. И у школьных педагогов
есть возможность показать своим ребятам
множество детских музейных программ и самим
набраться опыта в области сотрудничества с
музеями.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|