Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ №51 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Марина ЕРМОЛАЕВА,
кандидат педагогических наук,
преподаватель кафедры педагогики и андрагогики
Санкт-Петербургского государственного университета
педагогического мастерства

Самостоятельная работа: найти единомышленников

Игра-мастерская «Букет»

Середина первой четверти – время, когда складываются (или не складываются) дружеские и рабочие взаимоотношения во вновь сформированных классах, а пришедшие летом учителя обживаются среди новых коллег. Впереди еще почти весь учебный год: и ученикам, и педагогам предстоит не раз объединяться с партнерами для той или иной работы. Но как лучше узнать того, кто проводит рядом с тобой целые школьные дни напролет и в то же время зачастую остается незнакомцем? Лучшее средство для этого – игра. Та, которую мы предлагаем вам сегодня, придумана в Санкт-Петербургском государственном университете педагогического мастерства специально для того, чтобы школьники и педагоги могли за сравнительно короткое время в увлекательной и необременительной форме познакомиться поближе и объединиться в группы.

С учетом когнитивного стиля

Букет цветов, запахов, вкусовой можно рассматривать как неслучайное единство, как совокупность элементов, собранных определенным образом.
Игра «Букет» – это игра-поиск того, что объединяет совершенно разных людей, активный диалог, внимательный взгляд вокруг и на себя. Тем, кто считает себя давно знакомыми, игра даст возможность ближе и глубже узнать друг друга. Она помогает участникам понять, что при желании они легко могут обнаружить между собой много общего, позволяющего им достичь единства; учит согласованности действий, умению договориться, слаженно и сообща работать.
Игра представляет собой последовательность этапов, чередование индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности. Игра без проигравших. Четкое соответствие правилам и условиям игры обеспечивает ведущий, роль которого очень значительна и существенно влияет на общий успех.
Для игры понадобятся два помещения или одно, но достаточно большое, в котором можно будет организовать рабочие места для совершенно разной деятельности.
Эта игра требует обширного реквизита:
а) цветную бумагу (набор «Сделай сам!»), которую можно заранее попросить принести ребят, ножницы в большом количестве, скотч или другой крепежный материал (клей, булавки);
б) большие листы ватмана различной формы, которые заранее готовит учитель или ведущий (квадрат, многоугольник, круг, форма «кучевого облака», абстрактная фигура с зигзагообразным краем). Количество листов – по количеству групп, которые предполагается создать во время игры. Это зависит от общего числа предполагаемых участников. Как показывает практика, лучше идет игра в группах от трех до пяти человек. Группам с меньшей и большей численностью сложнее справляться с предлагаемыми игровыми задачами;
в) небольшие листочки писчей бумаги (10 х 15) по числу участников;
г) по 2–3 листа писчей бумаги на группу;
д) фломастеры, цветные карандаши, любые другие изобразительные средства; каждому участнику понадобится какое-нибудь пишущее средство.
Размещение в пространстве меняется по ходу игры:
– на начальном этапе лучше, если у участников будет возможность работать индивидуально, сидя по одному;
– на следующем этапе участников игры необходимо рассадить по группам с соблюдением двух условий: максимальной удаленности групп друг от друга, а внутри групп – рассадка в круг так, чтобы было место для совместной художественно-изобразительной деятельности;
– на заключительном этапе у каждой группы должно быть достаточно места для творческого предъявления результата группой в полном составе так, чтобы это видели все участники игры.

Ход игры-мастерской

1. Каждому участнику (желательно разместиться по одному) ведущий предлагает придумать какой-нибудь растительный элемент (цветок, листок, лепесток) и вырезать его из цветной бумаги. Каждому предстоит сделать только один такой элемент – реальный или фантастический. Важно, чтобы никто (по возможности) не видел произведения других, то есть до поры до времени сохранял свое изделие в тайне.
В зависимости от возраста ребята делают более или менее сложные фрагменты. Иногда есть желание сделать элемент, состоящий из нескольких цветов бумаги. Сохраняя возможность самовыражения для каждого, лучше предложить сделать его не слишком сложным, объяснив, что времени для этого отводится немного – до 10 минут.

2. Тем участникам, кто справился с заданием, предлагается выйти в другое помещение (либо пройти в конец класса, если помещение одно), где к этому моменту уже развешаны и разложены листы ватмана различных форм – основы будущих «букетов», и там разместить свой «цветок» на любой лист по выбору. Затем вернуться на свое место в класс, но при этом никому не рассказывать, куда именно, в какой «букет», удалось поместить свой элемент.
Все листы ватмана должны быть обязательно разной формы. Некоторые из них могут висеть на стенах, какие-то – лежать на столах, на стульях и даже на полу. Важно, чтобы у ребят было из чего выбирать и по форме листа, и по его размещению в пространстве. Задача ведущего в момент создания «букетов» – следить за тем, чтобы в коридор, рекреацию, к листам подходили одновременно не более двух человек для сохранения «тайны вклада», то есть лучше это делать организованно, по очереди. Ведущему следует наблюдать за тем, чтобы на одном листе не было больше шести элементов. Как только они появились, «букет» считается полным и на время убирается. Поэтому вначале участникам не сообщается число листов ватмана, из которых они будут выбирать подходящий для себя.

3. Вернувшимся ребятам или тем, кто ждет своей очереди для выбора и приобщения к созданию «букетов», раздаются небольшие листочки, на которых предлагается ответить на вопрос: «Что я люблю в жизни?» Ответить можно простым перечислением: мороженое, каникулы, гулять, смотреть телевизор…
Лучше обозначить один-два примера из самых разных областей и предоставить ребятам возможность индивидуально, свободно поразмышлять на эту тему, не забывая записывать все на листочек.

4. Наконец все участники разместили свои элементы на листах ватмана, вернулись и ответили на вопрос о самом любимом.
Важно иметь в виду, чтобы тот, кто был последним, обязательно имел возможность письменно ответить на поставленный вопрос.

Ведущий приносит листы-«букеты» в класс и показывает участникам. Все внимательно смотрят, стараясь увидеть свой элемент в образовавшихся «букетах», и после демонстрации размещаются по группам в соответствии с созданными «букетами».
Показывая «букет», ведущий сразу указывает место в классе, где предстоит собраться для дальнейшей работы его авторам.

5. Группам дается время на обустройство своего рабочего места с учетом количества участников, возможности каждому видеть каждого, удобства для письма и рисования.
Наиболее оптимальный вариант для каждой группы – размещение вокруг одного или двух сдвинутых столов.
6. В группах предлагается коротко объяснить друг другу, почему выбор каждого участника при размещении своего растительного элемента пал на данный «букет». На это дается не более трех минут.

7. У всех участников есть листочки с записями их любимых дел, предметов, явлений. В группах предлагается посмотреть и обсудить эти записи, затем составить общий список группы, куда включить то из записанного, что является любимым для всех без исключения участников группы. Если что-то есть только у кого-то одного, а другие просто забыли это указать у себя, но принимают как вполне любимое, то это заносится в общий список. Если же кто-то один категорически не согласен с каким-либо утверждением, в общий список группы такое утверждение не может быть занесено.

8. Когда общий список готов, наступает этап дополнений и конкретизации того, что уже названо: мороженое – какое именно? каникулы – какие: летние, зимние, весенние и за что именно они любимы? музыку – какую?
Этот этап требует от участников наибольших усилий по определенности и согласованности действий. Задача ведущего – путешествовать по группам и помогать в поиске общего, объединяющего всю группу, но вполне конкретного, иногда даже очевидного: длина и цвет волос, цвет глаз, наличие или отсутствие каких-то деталей в одежде. Главное – помочь ребятам там, где это необходимо, выйти на конкретику и договориться не только в целом, но и по деталям.

9. Когда есть ощущение, что критическая масса признаков общности данной группы набрана (пять – семь позиций), зафиксирована на листах бумаги, ребятам предлагается подготовиться к презентации «букетов». Для этого они могут поработать со своими «букетами», воспринимая их как своеобразную визитную карточку группы, внести необходимые дополнения, может быть, указать авторов и какие-то черты их сходства, написав или изобразив это графически. Кроме того, детям предлагается подумать о том, как они представят, познакомят свою группу со всеми присутствующими. Форма предъявления любая – рассказ, стихи, песни, танцы, пантомима. На подготовку дается еще 15–20 минут.

10. Этап презентации «букетов» для всех групп идет по одной схеме:
а) творческое предъявление;
б) вопросы зрителей выступающим с уточнениями по тому, что они увидели и услышали.
Как правило, здесь задаются вопросы на конкретизацию, уточнение, прояснение некоторых деталей. Умение поставить такие вопросы, показать, как это можно сделать доброжелательно и заинтересованно, зачастую приходится демонстрировать именно ведущему. Важно, чтобы на уточняющие вопросы была возможность ответить всем участникам выступающей группы. Например, если во время презентации было заявлено, что все участники группы любят собак, то имеет смысл уточнить, у кого из них есть или была собака, выслушав по этому поводу каждого члена группы;
в) зрителям предлагается внимательно посмотреть на выступающих и подарить им еще какое-нибудь свойство, черту, признак, их объединяющий:
– никто не знает японского языка;
– никто не бывал на вершинах Памира;
– все пишут шариковыми ручками…

11. Когда все команды предъявят свои «букеты», можно продолжить коллективную генерацию по признакам общности всего класса, школы, города, страны, планеты.

12. Завершается эта игра вопросами ведущего к классу:
– Что делали с особым удовольствием?
– За что могли бы похвалить себя?
– Что нового узнали сегодня о себе и о других?
На вопросы коротко отвечают все желающие.

Материал, используемый для создания «букетов», может быть самым различным: и цветная бумага, как это было описано, и игрушки или другие предметы, которые ребята приносят из дома и в ходе игры группируют на столах.
Например, приносят лоскутки, пропитанные духами, или флаконы с па-
хучими веществами, приятными участнику игры, и т.д., благодаря чему в классе создают «ароматические букеты». Делают их путем прикрепления лоскутков, пузырьков, мешочков и других носителей запаха на куски холста.
Материалом для «букетов» может стать и что-то съедобное. В этом случае формируются столы с разными яствами, принесенными из дому; такой тип «букета» особенно хорош на праздник.
Один из педагогических результатов игры-мастерской «Букет» – образование неслучайных устойчивых групп учеников.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru