Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ №51 
 

Елена КУЦЕНКО

Учительская профессия, которой не учат в педагогическом институте

Два года назад в Москве открылась новая школа. Сейчас в ней учатся больше тысячи учеников от восьми до восемнадцати лет и работают около ста педагогов. В этом не было бы ничего удивительного, если бы школа не была виртуальной. Все ребята, обучающиеся там, не могут ходить в обычную школу
из-за проблем со здоровьем. И единственным для них вариантом получения среднего образования до открытия I-Школы было домашнее обучение. А много ли внимания может уделить учитель, приходящий один-два раза в неделю? Да и ребята с ограниченными физическими возможностями не самые простые ученики: круг их общения ограничен, некоторые испытывают недостаток родительской любви, другие избыток опеки.
В школе дистанционной поддержки ребята учатся каждый день, сдают тетради на проверку, «приходя» в свой класс, общаются с одноклассниками, занимаются в кружках, мастерят поделки, участвуют в выставках… И все это при помощи компьютера, сканера, принтера, web-камеры. Не выходя из дома.

В прогулах виноват… учитель

Организаторы школы с гордостью говорят, что подобное учебное заведение уникально: даже на Западе, где компьютерные технологии более доступны, чем у нас, дистанционно могут учиться главным образом студенты высшей школы. В I-Школе не только есть классы с первого по одиннадцатый и все общеобразовательные предметы, но и много дополнительных курсов – творческих, проектных, предпрофессиональных, подготовительных для абитуриентов.
Каждому ребенку, поступившему в школу, привозят ноутбук с периферийным оборудованием, и инструктор обучает будущего школьника азам работы на компьютере. Для детей старше восьми лет разработана система тестов, чтобы определить, на уровне какого класса ребенок знает учебные предметы. На основании тестов ученик попадает в тот или иной класс. Бывает, что по большинству дисциплин он, например, может идти в шестой класс, а по одному-двум предметам находится на уровне пятого или четвертого. Это не беда: по недостаточно усвоенным предметам можно заниматься по индивидуальной программе. Ведь каждый ученик работает дома, а не все в одном классном помещении и по одному расписанию. По сравнению с массовой школой это дает возможность маневра.
Больше полномочий и у здешних учителей (по сравнению с обычной школой): выстраивание индивидуальной образовательной траектории и ранняя профилизация, специально оговоренные в эксперименте, позволяют педагогу ориентироваться на интересы и способности каждого ребенка. И не дожимать его по тем предметам, которые даются с трудом. Возможно, какие-то предметы ребенку достаточно освоить на базовом уровне. А может быть, и вообще пока отложить и вернуться к ним позже в другом темпе, с другим подходом. В освободившееся же время ребенок может гораздо сильнее продвинуться в тех областях, где он будет реализовывать свои способности и таланты.
Сами условия обучения заставляют взрослых относиться к подопечным гуманнее, чем это принято в традиционной школе, где ребенку просто некуда деваться. А во время виртуального урока школьник может просто выключить компьютер, если ему будет слишком скучно или слишком трудно.
В каждом классе, конечно, есть тьютор, следящий за посещаемостью. Но даже когда он звонит домой тем, кто пропускает много уроков, часто слышит в ответ: «Устал, плохо себя чувствовал». Хотя по другим предметам в этот же день «уставший» ученик работал много и результативно. Значит, учителю, у которого много прогуливают, приходится что-то менять в технологии, в методиках.

Профессия в режиме реального времени

Откуда же берутся такие замечательные учителя? Из обычных московских школ. В городской системе повышения квалификации помимо обычных курсов существуют экспериментальные площадки, где учителя знакомятся с новыми компьютерными технологиями, программами – одним словом, осваивают новые возможности в образовании. Они-то и становятся преподавателями дистанционной школы. Профессия эта возникает прямо сейчас, на глазах, в этой области нет дидактических пособий, опробованных многими поколениями. Значит, способы работы, методики нужно придумывать самостоятельно. Пробовать на практике и постоянно корректировать. Работа трудная, ответственная и очень увлекательная.
На вопрос о том, что необходимо освоить учителю при переходе к новому виду деятельности, директор Центра информационных технологий и учебного оборудования кандидат педагогических наук Елена Булин-Соколова ответила: «Мы стараемся зазвать, заманить к себе лучших учителей. Потому что с такими детьми должна работать педагогическая элита: те, кто умеет найти с детьми общий язык и дать им высококачественное образование. При этом нам нужны люди, готовые к тому, что большую часть своего рабочего времени им придется учиться. Люди, не боящиеся нового, способные отказаться от наработанных, гарантирующих успех методов и искать, изобретать что-то совершенно иное. Прежде всего учителям – всем, даже учителям информатики – приходится осваивать новое применение информационных технологий. Самое простейшее умение – печатать десятью пальцами вслепую. Это необходимо для общения с классом в форуме или чате в режиме реального времени. При подготовке материала тоже приходится вводить большие объемы текста. Не обойдется учитель и без умения работать со звуком и видео.
Каждый год меняется операционная система, значит, учителя все время должны приращивать новые навыки и с учетом открывающихся возможностей создавать новые материалы или переделывать старые. Для такой учебы мы регулярно собираем преподавателей на курсы».

Плюсы и минусы компьютерной школы

К счастью, первая виртуальная школа строится с учетом того, что дистанционное обучение – это не только замена очного общения заочным и перевод устной речи в текст на экране монитора. Недаром она называется школой дистанционной поддержки образования. Компьютер и прочие технические чудеса – это ведь только средство, инструмент. И использовать его в школе можно, только исходя из педагогических соображений. Чтобы по возможности избежать минусов традиционного образования.
Например, нередко бывает так, что в I-Школу приходят ребята, проучившиеся в других школах или на дому несколько лет. И приходят они, отягощенные всяческими диагнозами и ярлыками: аутизм, задержка психического развития, низкая способность к обучению… Включаются постепенно в работу на необязательных курсах – по ландшафтному дизайну, конструированию, моделированию, программированию, робототехнике – и продвигаются очень успешно, обнаруживают немалые интеллектуальные способности.
В этом случае учителя ставят своей задачей за то небольшое время, которое осталось до выпуска, помочь такому подростку собраться и освоить программу в том или ином темпе, виде, последовательности. Чтобы он мог поступить в вуз или найти работу с учетом своих способностей и уже освоенных знаний. Например, в сфере информационных технологий.
Помимо плюсов у дистанционного образования есть и недостатки, о которых знают все, кто читал о виртуальной учебе. При такой форме образования дети не умеют вести себя в группе, договариваться; у них нет опыта общения и коллективной деятельности. В I-Школе педагоги стараются преодолевать эти проблемы. Во-первых, проводятся встречи тех ребят, кто может выходить из дому: от поездок в музеи и экскурсий до выездных творческих семинаров за городом. Во-вторых, в самом процессе учебы используются групповые проекты. Даже для самых маленьких. Например, двенадцать учеников начальных классов экранизировали «Кошкин дом». Сначала читали, анализировали с учителем литературный материал, потом каждый изготовил самостоятельно фигурку какого-нибудь героя и часть декораций. А когда все персонажи были готовы, родители и старшеклассники передавали их от одного участника проекта к другому, и малыши снимали на видео, писали музыку и озвучивали разные эпизоды сказки. Когда фильм был готов, подключился учитель английского языка и предложил ребятам сделать еще и английский вариант фильма. А старшеклассники в это время снимали их самих – весь проект, как он создавался от начала до конца.

Наверное, это правильно, когда в работе с детьми-инвалидами используются все разумные, щадящие гуманитарные педагогические технологии. Интегрированное обучение, индивидуальная траектория и индивидуальный темп образования, тестирование не для отчета, а для выявления реальных знаний ребенка и планирования дальнейшей работы – все эти разработки дистанционной школы, возможно, дойдут когда-нибудь и до массовой. А пока пожелаем педагогам I-Школы успехов. Кстати, учителя из других российских городов тоже могут попробовать свои силы в качестве виртуальных педагогов.

Тот, кто заинтересовался опытом московских коллег, может зайти на сайт школы http://www.home-edu.ru , а если вас привлекает профессия дистанционного учителя, загляните по адресу http://www.9151394.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru