ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ №51
Колонка редактора
Никак не могу избавиться от
детской привычки набивать карманы каштанами по
осени. Идешь рано утром, а он так соблазнительно
круглится в опавших листьях или на скучном
шершавом асфальте – большой, ярко-коричневый.
Сияет как будто чуть влажными боками. Подходя все
ближе, борюсь с желанием стать владелицей этой
прохладной, гладкой, тяжеленькой детской
драгоценности. Наконец, уступив соблазну,
украдкой оглядываюсь – не смотрит ли кто.
Потому что взрослым – не положено. Не положено
заниматься такими глупостями: каштан, он ведь ни
для статуса, ни для еды, ни для здоровья.
Взрослым еще много чего делать не принято.
Разглядывать, например, дырчатые ледяные корочки
на сугробах под февральским солнцем или как
листья падают сквозь небо. На драку или аварию –
пожалуйста, а давно ли вы видели взрослого,
глазеющего, задрав голову, на обыкновенное
дерево? Даже если он гуляет с собственным
ребенком.
Я всегда тащила в класс удивительные и радующие
меня вещи: те же самые каштаны или листья
необыкновенной расцветки; без сожаления
прерывала урок ради первого снега или
необыкновенного ливня с грозой. Тогда я вместе с
ребятами вскакивала и прилипала к окну,
наслаждаясь редким зрелищем. Поначалу даже не
задумываясь о педагогической задаче.
Многое в нашей работе делаешь сначала
интуитивно, просто чувствуешь, что это правильно,
а потом понимаешь, зачем. Конечно, я не ожидала,
что такая ерунда конвертируется в какой-нибудь
полезный образовательный результат.
И только позже поняла, что это желание, как и
каштаны в кармане, из детства. Оттуда же
отчетливо помню ощущение полной отдельности и
непонятности мира взрослых. Он был устроен
непостижимо сложно, и все время хотелось уловить
хоть какую-нибудь понятную мне логику. Очень
хорошо помню серьезный труд по осмыслению
каких-то кусочков, где я могла быть хоть в чем-то
уверена.
В семье до сих пор вспоминают, как, спускаясь по
лестнице, я произнесла: «Когда я вырасту, буду
родить детей». Какой-то дядька, шедший навстречу,
остановился и переспросил: «Что-что ты будешь
делать?» Я серьезно повторила, хотя его это вовсе
не касалось. Момента этого совершенно не помню,
но отчетливо могу восстановить суть. Очевидно,
что я трудолюбиво и с усилием (оттого и вслух)
строила логическую цепочку: мужчины вырастают из
мальчиков, а женщины из девочек. Дети родятся у
женщин (как, пока непонятно, оставим на потом),
следовательно, см. выше. И между прочим, все
правильно, с множественным числом только
погорячилась.
Кстати, случай этот мама до сих пор вспоминает со
смехом. Взрослые только и могут, что потешаться
над забавными детскими высказываниями. А ведь в
них – во всех! – попытка по-своему объяснить мир.
Нелегкий труд, кстати, я хорошо это помню.
То есть дети делают шаг нам навстречу, пытаются
понять. А мы? Нам даже усилий особых прикладывать
не надо. Только дать себе труд вспомнить. И
помогать им осваивать этот мир не снисходительно
или раздраженно, а с уважением. Пока они еще в нас
нуждаются.
Как напоминание об этом – каштаны в кармане.
Жаль только, что они так недолговечны. Уже через
несколько дней съеживаются, теряют наполненную
тяжесть и радостный блеск. Как будто гаснут.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|