РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
ПОДСКАЗКА
Одна из сторон треугольника
Или что думает учитель о родителях
На мое первое родительское собрание
много лет назад пришло, наверное, человек
двадцать. Извинившись перед пришедшими, я
отменил собрание, объяснив, что хотел бы
проводить его в полном составе. Я считал тогда,
что мы должны заключить с родителями
своеобразный коллективный договор о воспитании
их детей. А посему должны присутствовать все.
Мне было двадцать два года. Интересно, как я
выглядел со стороны?..
Сейчас смешно вспоминать “наскоки” бодрого
скороспелого учителя на усталых тетек и дядек,
пришедших вечером, после работы, в школу. Впрочем,
и теперь забавно и грустно смотреть, как
молоденькая учительница выговаривает
родительнице, годящейся ей в матери. Но таков был
и во многом остается стиль отношений педагогов с
родителями. Многие учителя искренне верят, что
они – главные воспитатели детей. Потому что они
профессионалы и знают, что и как нужно делать.
Мне тоже тогда казалось естественным, что
родители должны быть или союзниками, помощниками
учителей, или же наоборот, и тогда с ними надо
бороться. Подобного рода лишение родительских
прав иным учителем происходит, кстати, чаще, чем
комиссией по делам несовершеннолетних.
Что же касается родителей, то они в подавляющем
большинстве воспринимают учителей функцией –
иногда со знаком плюс, иногда – минус. И вполне
возможно, что истинное содержание отношений
родитель – учитель – ревность. Преодолеть ее
родители не могут. Им легче сделать вид, даже
сотрудничать, но... делить своего ребенка ни с кем
не захотят и не будут.
Самое лучшее и самое опасное в этом классическом
треугольнике – ученик, учитель, родитель –
союзничество. Учитель получает от родителей
полное “добро” на свои действия по борьбе,
например, с курением, пьянством, хамством,
грубостью, ленью. Вообще один из парадоксов
состоит в том, что именно родители жалуются
учителю, даже на то, что: не убрал со стола, ничего
толком не ест, грубит, не достает тетради из
портфеля... И даже просят учителя выступить в роли
инструктора-кинолога – “Вы там с ним построже,
спуску не давайте, если что, не стесняйтесь”.
Вот здесь учителя подстерегает опасность:
принять слишком близко к сердцу эти жалобы,
влезть не в свое дело, поддаться на лесть: “Вы
знаете, он только вас и слушается! Мы для него уже
ничто, а вы – единственный авторитет!”
Не нужно верить родителям и потакать им. В конце
концов с ребенком отношения испортите, а от
родителей обязательно услышите со вздохом: “Ну,
вот видите. Даже вас не слушает…”
Собственная инициатива тоже небезопасна, потому
что в случае чего даст повод свалить на вас вину:
мол, что-то слишком часто наш ребенок в школе
задерживается, уроки делать не успевает, дома
совершенно не бывает. (Еще один забавный
парадокс: ведь и до этого он никогда уроки не
делал, до ночи по улицам мотался, но... теперь есть
к кому предъявить претензии.)
А если родители “бдительные” и по-настоящему
ревнивые, а вы неосторожны и слишком активны, то
при первом же серьезном домашнем конфликте вас
подведут уже “под статью”: “забивают ребенку
голову всякой ерундой, настраивают против
родителей”.
И пик опасности: ученик делится с вами
сокровенным, бывает у вас дома, просит убежища...
Уязвленный родитель, как раненый зверь, готов на
все. Он никогда не простит вам первенства в
отношениях с собственным ребенком. И если
ревность совсем ослепит его, ждите сюрпризов:
анонимных писем, жалоб в инстанции,
недобросовестных интриг.
Так как же вести себя с родителями?
Лучше, как говорят автомобилисты, держать
дистанцию. И заниматься своим делом – обучать.
Именно на этой основе общаться с родителями,
информируя их о процессе и результатах.
Профессиональная умеренность во всем – залог
успеха для всех заинтересованных лиц. На
практике, конечно, крайне сложно удержаться в
рамках и строить отношения внутри треугольника
согласно регламенту. Особенно ребенку – ему-то
любить не запретишь.
Но надо избежать хотя бы хрестоматийных ошибок.
Помимо подмены родительских функций есть еще
один учительский соблазн – воспитывать
родителя. Оставьте не только попытки, но даже
помыслы! Никаких иллюзий и заблуждений на этот
счет!
Многие, наверное, вообще мечтают работать с
детьми без родителей. Чтобы не мешали. В пример
приводят достижения Макаренко, Корчака... Ну,
во-первых, нам до них далеко, да и кто будет
отвечать за наши художества? А потом, сколько
искалеченных судеб оставили за собой
экспериментаторы-честолюбцы?
Говорят, что мы в ответе за тех, кого приручили?
Тогда тем более не надо никого приручать. И не
только из-за боязни ответственности. А потому,
что не в этом цель.
Помогите, когда будет трудно, и отпустите. Это их
жизнь. Нельзя в нее врываться даже с самыми
благими намерениями.
Довольствуйтесь малым: дружбой, доверием,
уважением, благодарностью. И в фатальном
педагогическом треугольнике не претендуйте быть
основанием или связующей гипотенузой. Будьте
просто одной из его сторон.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|