Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2005

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
ПОДСКАЗКА 

Анатолий БЕРШТЕЙН

Одна из сторон треугольника

Или что думает учитель о родителях

На мое первое родительское собрание много лет назад пришло, наверное, человек двадцать. Извинившись перед пришедшими, я отменил собрание, объяснив, что хотел бы проводить его в полном составе. Я считал тогда, что мы должны заключить с родителями своеобразный коллективный договор о воспитании их детей. А посему должны присутствовать все.
Мне было двадцать два года. Интересно, как я выглядел со стороны?..
Сейчас смешно вспоминать “наскоки” бодрого скороспелого учителя на усталых тетек и дядек, пришедших вечером, после работы, в школу. Впрочем, и теперь забавно и грустно смотреть, как молоденькая учительница выговаривает родительнице, годящейся ей в матери. Но таков был и во многом остается стиль отношений педагогов с родителями. Многие учителя искренне верят, что они – главные воспитатели детей. Потому что они профессионалы и знают, что и как нужно делать.
Мне тоже тогда казалось естественным, что родители должны быть или союзниками, помощниками учителей, или же наоборот, и тогда с ними надо бороться. Подобного рода лишение родительских прав иным учителем происходит, кстати, чаще, чем комиссией по делам несовершеннолетних.
Что же касается родителей, то они в подавляющем большинстве воспринимают учителей функцией – иногда со знаком плюс, иногда – минус. И вполне возможно, что истинное содержание отношений родитель – учитель – ревность. Преодолеть ее родители не могут. Им легче сделать вид, даже сотрудничать, но... делить своего ребенка ни с кем не захотят и не будут.
Самое лучшее и самое опасное в этом классическом треугольнике – ученик, учитель, родитель – союзничество. Учитель получает от родителей полное “добро” на свои действия по борьбе, например, с курением, пьянством, хамством, грубостью, ленью. Вообще один из парадоксов состоит в том, что именно родители жалуются учителю, даже на то, что: не убрал со стола, ничего толком не ест, грубит, не достает тетради из портфеля... И даже просят учителя выступить в роли инструктора-кинолога – “Вы там с ним построже, спуску не давайте, если что, не стесняйтесь”.
Вот здесь учителя подстерегает опасность: принять слишком близко к сердцу эти жалобы, влезть не в свое дело, поддаться на лесть: “Вы знаете, он только вас и слушается! Мы для него уже ничто, а вы – единственный авторитет!”
Не нужно верить родителям и потакать им. В конце концов с ребенком отношения испортите, а от родителей обязательно услышите со вздохом: “Ну, вот видите. Даже вас не слушает…”
Собственная инициатива тоже небезопасна, потому что в случае чего даст повод свалить на вас вину: мол, что-то слишком часто наш ребенок в школе задерживается, уроки делать не успевает, дома совершенно не бывает. (Еще один забавный парадокс: ведь и до этого он никогда уроки не делал, до ночи по улицам мотался, но... теперь есть к кому предъявить претензии.)
А если родители “бдительные” и по-настоящему ревнивые, а вы неосторожны и слишком активны, то при первом же серьезном домашнем конфликте вас подведут уже “под статью”: “забивают ребенку голову всякой ерундой, настраивают против родителей”.
И пик опасности: ученик делится с вами сокровенным, бывает у вас дома, просит убежища... Уязвленный родитель, как раненый зверь, готов на все. Он никогда не простит вам первенства в отношениях с собственным ребенком. И если ревность совсем ослепит его, ждите сюрпризов: анонимных писем, жалоб в инстанции, недобросовестных интриг.
Так как же вести себя с родителями?
Лучше, как говорят автомобилисты, держать дистанцию. И заниматься своим делом – обучать. Именно на этой основе общаться с родителями, информируя их о процессе и результатах.
Профессиональная умеренность во всем – залог успеха для всех заинтересованных лиц. На практике, конечно, крайне сложно удержаться в рамках и строить отношения внутри треугольника согласно регламенту. Особенно ребенку – ему-то любить не запретишь.
Но надо избежать хотя бы хрестоматийных ошибок. Помимо подмены родительских функций есть еще один учительский соблазн – воспитывать родителя. Оставьте не только попытки, но даже помыслы! Никаких иллюзий и заблуждений на этот счет!
Многие, наверное, вообще мечтают работать с детьми без родителей. Чтобы не мешали. В пример приводят достижения Макаренко, Корчака... Ну, во-первых, нам до них далеко, да и кто будет отвечать за наши художества? А потом, сколько искалеченных судеб оставили за собой экспериментаторы-честолюбцы?
Говорят, что мы в ответе за тех, кого приручили? Тогда тем более не надо никого приручать. И не только из-за боязни ответственности. А потому, что не в этом цель.
Помогите, когда будет трудно, и отпустите. Это их жизнь. Нельзя в нее врываться даже с самыми благими намерениями.
Довольствуйтесь малым: дружбой, доверием, уважением, благодарностью. И в фатальном педагогическом треугольнике не претендуйте быть основанием или связующей гипотенузой. Будьте просто одной из его сторон.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru