Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КООРДИНАТЫ ПРОФЕССИИ 
 

Опять осень, садов проседь и школьный праздник День учителя. Чудесный день, когда призвание совпадает с признанием, цветение с плодоношением, а время восхода не отменяет вечернюю зарю. В этот день всем кажется, что учитель – самая счастливая профессия. И быть бы ей такой каждый день, потому что если и есть в обществе ключевая фигура, так это конечно же учитель.
Свежий пример. Сколько ни решали, на каких только уровнях ни поднимали проблему качества образования – тут тебе и гранты, и целевые исследования, и «круглые столы» на высоких этажах власти, – а для принятия окончательного решения вернулись в исходную точку. К учителю. Он будет повышать качество. Для этого его с часов собираются перевести на отраслевую оплату, которая будет производиться по результатам деятельности. Будут такие «стандарты педагогической деятельности». Определители профессиональных качеств.
И хотя еще ничего не подготовлено, волнения в учительской уже бушуют. Небезосновательно: реальная школа не из бумаги сделана, не бумажными людьми наполнена. Поэтому формулярами отчетов ее не охватить, в процентах и графиках труд учителя не оценить. И по ранжиру не выстроить.
Учить детей в принципе может только успешный, счастливый, свободный человек. Без всяких «процентов качества».

 

 

Дисциплинированный и исполнительный. Эмоциональный и с идеями

Кого решит взять на работу директор школы?

…Учительница стремительно вышла из кабинета директора, вошла в свой класс, встала у доски и на глазах изумленных детей безжизненно осела. Инсульт, поражение речи.
Свидетелем ее похода в кабинет была секретарь. Она рассказывает: «Это простое совпадение, разговор не содержал ничего обидного. Она просила немного изменить расписание и услышала обычный в таких случаях ответ: тут вам государственное учреждение, а не богадельня».
В самом деле, случайность: ведь и не унизили, и не накричали, а, можно сказать, пошутили. Нечувствительность к хамству, своему и чужому, – это ведь обязательно входит в негласный учительский функционал? Правда ли, что директора предпочитают твердых, уверенных в себе педагогов мягким, эмоционально чутким? Какого учителя они хотели бы видеть в своей школе?

“Мне не нужен педагог, не соблюдающий порядок”

Рассказывает директор детской Школы искусств из Удмуртии Владимир КУЗИН:
– Исполнять функции руководителя педагогического коллектива трудно. Приходится быть посредником между коллективом учителей и руководством, детьми и родителями. Что бы ни происходило в школе – все касается директора. Поэтому в первую очередь необходимо соблюдать порядок. Сложнее всего с учителями. Учитель что-то выдумывает, сочиняет, а спрашивают с директора.
Так называемые творчески работающие учителя – головная боль руководителя. Все эти инициативы не представляют никакого практического интереса, они не годятся для убедительного отчета. И надо учитывать, что в сельской местности, в отдаленных районах хорошие отношения с руководством решают все насущные проблемы материального обеспечения школы. Это важнее: чтоб крыша не текла и штрафов не накладывали. А руководство не интересуют реальные показатели и конкретные имена. Нужные бумаги, вплоть до отзывов родителей, мы в состоянии заготовить без их открытий и экспериментов, которые зачастую сомнительно выглядят.
Я считаю, если учитель сидит вовремя на своем рабочем месте – он уже хороший педагог. Опоздал – будет наказан, причина не имеет значения.
В конечном счете все решает администрация, а не учителя.
И мне не ужен учитель, не соблюдающий порядок. Он как бельмо на глазу: пускается в рассуждения, что-то доказывает, демонстрирует какие-то достижения детей. Проверяющих это раздражает. У них нет такой задачи – понять опыт учителя. Они следят: «соблюдаете – не соблюдаете», «выполняете – не выполняете». Порядок нужен.
Чтобы отстоять порядок в школе, директору приходится дать понять, какой педагог правильный, какой неправильный. Хотя по-человечески неправильному педагогу сочувствуешь, административно его не поддерживаешь. Учитель и сам должен понять, почему у него стало меньше часов, почему его расписание с каждым днем ухудшается, почему ему в командировке отказано. И делать выводы: соглашаться с требованиями, подчиняться или уходить.

“Остро требуется учитель, способный работать в интересах ребенка”

Из письма Анатолия ФИЩЕНКО, директора школы № 2 города Льгова:
«…Пока у нас в стране не сложились предпосылки для творческой работы учителя, все хорошее в школе будет происходить не благодаря, а вопреки.
Существующие мерки учительского профессионализма не распространяются ни на то, как себя чувствуют на уроке ученики, ни на то, виден ли их личностный рост. Сегодня урокодатель находится в более выигрышном положении, чем творчески работающий учитель. Он может с легкостью, по накатанному плану, провести много уроков, не вникая в реальные образовательные процессы. Без чувств, без жизни, без любви – за те же деньги.
Волевые учителя еще тем опасны, что вырабатывают в ученике привычку подчиняться. А если в жизни ему встретится сильная отрицательная личность? Он не сможет сказать ей «нет». Остро требуется учитель, способный работать без подавления воли ребенка, по его интересам и образовательным запросам. Организовывать групповую, индивидуальную – самую разнообразную работу. Но их нет, а переучивать очень трудно.
Вот я и беру на службу непрофессионалов.
В спортивном зале волейбольную секцию ведет сменный инженер сахарного комбината, отец двоих сыновей. Один – наш выпускник, второй в одиннадцатом классе учится. Это прирожденный педагог! Знание дела, юмор, требовательность, такт, точность и жесткость замечаний!
Кружок макраме ведет бывшая медсестра, обаятельнейшая, добрейшая! К кружковцам абсолютно спокойное ровное отношение. Большая часть девочек ходит не для того, чтобы плести научиться, а чтобы с ней пообщаться.
Учителям-профессионалам стоит поучиться у них тому, как можно заниматься с детьми и не давить их, не ломать, находить сильные стороны даже в самом слабом».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru