Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КООРДИНАТЫ ПРОФЕССИИ 
 

Опять осень, садов проседь и школьный праздник День учителя. Чудесный день, когда призвание совпадает с признанием, цветение с плодоношением, а время восхода не отменяет вечернюю зарю. В этот день всем кажется, что учитель – самая счастливая профессия. И быть бы ей такой каждый день, потому что если и есть в обществе ключевая фигура, так это конечно же учитель.
Свежий пример. Сколько ни решали, на каких только уровнях ни поднимали проблему качества образования – тут тебе и гранты, и целевые исследования, и «круглые столы» на высоких этажах власти, – а для принятия окончательного решения вернулись в исходную точку. К учителю. Он будет повышать качество. Для этого его с часов собираются перевести на отраслевую оплату, которая будет производиться по результатам деятельности. Будут такие «стандарты педагогической деятельности». Определители профессиональных качеств.
И хотя еще ничего не подготовлено, волнения в учительской уже бушуют. Небезосновательно: реальная школа не из бумаги сделана, не бумажными людьми наполнена. Поэтому формулярами отчетов ее не охватить, в процентах и графиках труд учителя не оценить. И по ранжиру не выстроить.
Учить детей в принципе может только успешный, счастливый, свободный человек. Без всяких «процентов качества».

 

 

Людмила КОЖУРИНА

“Учитель обязательно должен…”

Но то, что составляет суть нашей работы, невозможно прописать ни в одной инструкции

Функциональные обязанности учителя перечислены в статье 333 Трудового кодекса РФ и пункте 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании». Ничего особенного: обучать, организовывать, контролировать, обеспечивать качество, соблюдать права и свободы, воспитывать, повышать свою квалификацию.
Также известно, что согласно Закону РФ “Об образовании” распределение должностных обязанностей относится к компетенции и ответственности образовательного учреждения. Это значит, что в конечном счете деятельность конкретного учителя регламентируется уставом его школы, приказами и распоряжениями директора.
Как же это происходит на самом деле?

Так записано в уставе

Уставы многих школ лежат в интернете в открытом доступе. При общем сходстве они сильно разнятся в пункте “Обязанности учителя”. Неудивительно: именно из устава поступающий на работу специалист узнает об условиях своего содержания в учреждении!
И он заключает трудовое соглашение с директором, если он согласен, например, с таким положением вещей: «Часы, свободные для данного учителя от уроков по расписанию, от дежурств, дополнительных занятий с учащимися, участия во внеурочных мероприятиях, предусмотренных планом школы, в административных совещаниях, родительских собраниях, заседаниях методических, педагогических советов, подготовки к проведению уроков и проверки письменных работ учащихся, учитель вправе использовать по своему усмотрению».
А может быть, ему по душе такое: «Учитель обязан: трудиться честно, добросовестно выполнять обязанности, возложенные служебными инструкциями, распоряжениями администрации. Строго придерживаться установленной длины рабочего времени, стремиться к повышению качества и результативности выполняемой работы и проявлять творческую инициативу. Вести классное руководство, замещать уроки, так как это является производственной необходимостью» – несмотря на то, что согласно п.1 ст. 54 Закона РФ «Об образовании» учитель имеет полное право отказаться от классного руководства без потери в оплате ставки по должности «учитель».

Там и не такое напишут!

Некоторые уставы настолько подробно расписывают шаги и вздохи учителя, что на ум приходит Салтыков-Щедрин, точнее, то место “Истории одного города”, где запечатлен Устав о добропорядочном пирогов печении и законы вроде “имеющий потребность в утирании носа да утрет его”. Примеры: “Всем учителям необходимо следить за порядком на переменах, помогать отдыху учеников”. “Учителя обязаны содержать в порядке и чистоте классы и другие помещения школы, экономно расходовать электроэнергию”. “Следует своевременно вносить в дневники все текущие оценки, воздерживаясь при этом от нетактичных, унижающих человеческое достоинство ученика записей”. “Проводить дополнительные беседы сразу после случаев детского травматизма на дорогах”, “Следить, есть ли у детей друзья, и если нет, то делать всё возможное, чтобы каждый ребенок имел друзей”, “Все действия учителя контролируются администрацией школы”.
Ставятся и такие задачи: «Учителя обязаны ознакомиться со всеми объявлениями, которые расположены на доске в учительской»; «Учитель должен суметь доказать, что оценил работу школьника справедливо».
Знакомясь с директором, читая устав, каждый сразу понимает, сможет он работать здесь или не стоит даже начинать.

Другие императивы

У нас издавна так ведется, что не только инструкции, но и любой глагол повелительного наклонения, любая экспрессия в речи директора воспринимаются учителями как изданный приказ. «Надо отремонтировать… принести… купить… съездить… позаниматься дополнительно… оформить… подготовить». И все это обязательно происходит. Ведь учителя наши не столько работают и зарабатывают, сколько служат идее.
По-настоящему они обижаются только в одном случае: когда руководитель затрагивает их честь, принижает достоинство. Ставит на место, тыча пальцем в должностные обязанности. Не понимая, что те требования, которые учитель предъявляет к себе, неизмеримо выше так называемого учительского функционала. Простые учительские заповеди, нигде не записанные, может быть, и непроизнесенные, – они решают в образовании все. Не навреди. Не оттолкни. Не пренебрегай. Не забывай. Не лукавь. Не ожесточайся. Не бойся ошибиться. Не останавливайся…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru