Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2005

Первая тетрадь. Политика образования


ДЕНЬ ЗАЩИТЫ УЧИТЕЛЯ 

Дмитрий РАСТИМЕШИН,
Сергей ЛЕБЕДЕВ

...А выполняет эти обещания по будням

История отношений государства и учительства в восьми нормативных актах

ЗАРПЛАТА

11 июля 1991 года, за пять месяцев до декабрьской встречи в Беловежской пуще, Борис Ельцин издал свой первый указ на посту президента РСФСР. Указ Ельцина № 1 назывался «О первоочередных мерах по развитию образования». Именно в этом документе впервые было записано, что заработная плата педагога должна быть «не ниже средней по промышленности». Эти блага учителя должны были получить с 1 января 1992 года. Таким образом, была признана общепринятая аксиома экономической политики: государство, где заработок учителя ниже среднего по стране, не способно к развитию.
Однако в декабре СССР распался, и указ о грядущем благоденствии педагогов стал нормативным актом несуществующего государства.
10 июля, спустя год после указа, президент подписал принятый Верховным Советом Закон «Об образовании». В нем снова, как отголосок прежних благих намерений, возник пункт: «заработная плата учителей и других педагогических работников устанавливается не ниже средней заработной платы работников промышленности в РФ».
Возможно, 1992 год был единственным во всей новейшей истории России временем, когда учителя сравнялись по достатку с шахтерами и слесарями. 1 января 1992 года было упразднено госрегулирование цен, началась гиперинфляция. За год она перевалила за 1000%. Деньги ничего не стоили.
Одновременно это было время бюджетного хаоса. Не были разграничены финансовые полномочия между бюджетами разных уровней. Реально зарплата учителям, как и всем остальным бюджетникам (а их тогда было значительно больше, чем сейчас), выплачивалась из федерального бюджета. Естественно, возник вопрос: как упорядочить эти выплаты? И власти отказались от приоритетной по отношению к другим категориям бюджетников поддержки учительства.
14 октября вышло в свет Постановление правительства «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки». Так возникла печально знаменитая ЕТС. Зарплата учителей стала зависеть не от нормы закона, а от политической и экономической конъюнктуры.
ЕТС позволяла манипулировать коэффициентами так, чтобы номинальное повышение зарплаты обернулось ее реальным снижением.
1 марта 1995 года, в момент, когда шла подготовка к грядущим парламентским и президентским выборам, правительство издало Постановление № 189 «О повышении тарифных ставок (окладов) ЕТС…». На деле для большинства работников образования оно обернулось фактическим снижением ставок на четверть.
При этом с 1995 года с катастрофической ско-
ростью стали расти долги по зарплате. За 1995 год они увеличились в 3 раза, за 1996-й – еще в 5 раз. Начались массовые акции протеста. В 1998 году 92% всех забастовок в стране были учительскими. Однако реального результата они так и не принесли – повышение зарплаты педагогам в лучшем случае шло вровень с инфляцией.
В 1999–2000 годах бастовать стали меньше. Зато в суды один за другим пошли иски от педагогов с требованием выплачивать зарплату в соответствии с требованиями федерального законодательства, то есть «не ниже средней по промышленности». Суды в исках чаще всего отказывали с формулировкой «в связи с недостаточностью средств». Хотя с юридической точки зрения ситуация очевидна: правительство все эти годы грубейшим образом нарушало закон.
Власти не стали дожидаться, чтобы какой-нибудь судья дал ход учительскому иску. И в 2000 году Дума, принимая Закон № 150 «О бюджете РФ на 2001 год», «временно приостановила» действие статьи 54 Закона «Об образовании» в связи с той же самой «недостаточностью средств». Теперь у властей появились законные, с их точки зрения, основания платить учителям по ЕТС.
Но были ли они законными на самом деле? В 2004 году это попытались выяснить депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга, направив запрос в Конституционный суд. Депутаты ссылались на 55-ю статью Конституции: «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права человека и гражданина».
Однако определением № 341-0 Конституционный суд отказался рассматривать запрос. И поддержал таким образом позицию власти.
А 22 августа 2004 года вышел 122-й закон, по сути представлявший собой пухлый пакет поправок в другие нормативные акты. Под исправление попал и Закон «Об образовании». Пункты о размере учительской зарплаты из него были просто выброшены.
Но, отказавшись от федеральных гарантий оплаты труда педагогов, государство одновременно лишило их легальной возможности зарабатывать самостоятельно. Согласно вступившему в действие с 1 января 2000 года Бюджетному кодексу школы теряют право распоряжаться внебюджетными доходами. Теперь эти доходы прямиком отправляются в бюджет муниципалитета и считаются его собственностью. Раньше директор школы мог доплачивать учителям за счет «внебюджетки», полученной за дополнительные образовательные услуги. Теперь, зарабатывая внебюджетные средства, педагоги фактически «работают на дядю» в лице главы местной администрации, который распоряжается муниципальным бюджетом.

ЛЬГОТЫ

В начале девяностых власти, оправдываясь за низкую зарплату педагогов на селе, говорили: вы неправильно считаете! Если учесть в денежном исчислении те льготы, которые имеют учителя, у них выходит солидный заработок!
Действительно, принятый 21 декабря 1990 года Закон РСФСР «О социальном развитии села» обещал учителям, что государство сделает для них буквально все, лишь бы они согласились поехать на работу в деревню. Сегодня, спустя 15 лет, выдержки из этого закона читаются как законодательный акт иной страны.
…– Учителям предоставляются в личную собственность отдельные жилые дома или квартиры с надворными постройками и при-
усадебными участками. На период первых двух лет они обеспечиваются бесплатно топливом по действующим нормам за счет местного бюджета, за исключением тех, кто эти льготы имеет постоянно;
– оказывается безвозмездная помощь для организации личного подсобного хозяйства;
– предоставляется льготное право приобретения в кредит легкового автомобиля высокой проходимости (или тяжелого мотоцикла), холодильника, телевизора, стиральной машины и других хозяйственных товаров;
– выплачивается 25-процентная надбавка к заработной плате;
– педагогические работники сельских учебных заведений обеспечиваются книгоиздательской продукцией на льготных основаниях, включая выплачиваемую государством денежную компенсацию на эти цели в размере 10 процентов заработной платы.
Изданный в 1992 году Закон «Об образовании» добавил учителям еще и право на «бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади».
Понятно, что в девяностые годы учителя не покупали по льготному кредиту «уазиков» и крайне редко получали в собственность жилье. О чем говорить, если государство годами не могло выплатить педагогам компенсации за методлитературу, и за эти деньги они годами же судились! Но льготы по жилищно-коммунальным услугам, бесплатные квадратные метры на самом деле позволяли учителям выжить. Можно сказать, у них был «тыл».
Однако 122-м законом Закон «О развитии села» был признан утратившим силу с 1 января 2005 года. А право устанавливать, какие льготы и в каком объеме должны получать учителя, передано субъектам РФ.
Во многих регионах педагогов тут же лишили льгот по оплате тепла и света, права на бесплатное жилье.
Педагоги разных краев и областей подали в суд, ссылаясь на уже упоминавшуюся статью Конституции: «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права человека и гражданина». Однако положительных решений по этим искам принято не было.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА

При всем этом, не сильно заботясь о положении педагогов, государство тем не менее требует, чтобы их профессиональный уровень соответствовал государственным требованиям.
Приказом Министерства образования РФ от 26 июня 2000 года было утверждено «Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников… образовательных учреждений». Через эту процедуру проходит любой руководитель или педагог, желающий повысить либо подтвердить свою квалификацию. Однако общих ее критериев не существует, каждое районо устраивает аттестацию по-своему. Для учителей отсутствие внятных критериев аттестации оборачивается унижением и денежными тратами.
Вся эта система продолжает функционировать, хотя она по своей сути незаконна. Аттестация проводится на основании постановления Минтруда РФ от 17 августа 1995 г. № 46 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации».
23 апреля 2003 года Басманный суд города Москвы признал это постановление «незаконным, не подлежащим применению и не порождающим правовых последствий».
Другая вещь, за которую государство не несет ответственности, но строго спрашивает с работников образования, – состояние школьных зданий. А между тем 212-я статья Трудового кодекса возлагает на работодателя обязанность «обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования». По данным МЧС, в стране горит одна школа в неделю, а работодатели вместо денег на сигнализацию и огнетушители шлют пожарных инспекторов.

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Законодательная эпопея с пенсиями педагогов началась, как и зарплатная, в начале девяностых. 20 ноября 1990 г. вышел Закон РСФСР «О государственных пенсиях». По нему учителя получили право на пенсию при выслуге не менее 25 лет. Таким образом, фактически труд педагогов был признан «особо вредным для здоровья» и приравнен к труду шахтеров. Многие учителя и после двадцати пяти лет стажа оставались работать в школе, а пенсия была существенной доплатой к мизерной учительской зарплате.
Однако Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 лишило права на пенсию за выслугу лет педагогов, работавших в негосударственных образовательных учреждениях (к которым относились и частные школы, и, например, колхозные детские сады).
Через два года, 7 июня 2001 года, Верховный суд признал это постановление ущемляющим интересы педагогов и отменил его.
Но уже в декабре 2001 года Дума приняла Закон № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», по которому учителя частных и ведомственных образовательных учреждений вновь потеряли право на пенсию по выслуге лет.
Лишь спустя три года закон был опротестован Конституционным судом. Однако органы пенсионного обеспечения до сих пор продолжают отказывать вышеуказанным категориям педагогов в назначении пенсии.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru