Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2005

Первая тетрадь. Политика образования


ДЕНЬ ЗАЩИТЫ УЧИТЕЛЯ 

Александр КНЯЗЕВ,
Саратов

В праздники власть не скупится на обещания...

“Хотели как лучше, а получилось как всегда” – девиз бывших троечников. Проходит время, и ошибки, допущенные властью в областях, казалось бы, далеких от образования и воспитания, проявляются во всей культуре народа.
Читайте газеты, слушайте радио – это не наши ли ученики бойко рассказывают ныне о новостях науки, медицины, о чудесах? Прислушайтесь, очень занятно. А еще они пишут и говорят с ошибками, путают даты и не выговаривают названия городов. Предметы естественно-научного цикла в непрофильной школе сокращают. Может, и гуманитарные подсократить? Чего уж там – жизнь сама детей научит…
Но во многих семьях дети растут с искренней родительской заботой и теплотой. Мы привили им любовь к книге, к искусству, не подавили детскую любознательность, ответив на тысячи вопросов. Как бы это ни было трудно, нам удалось увлечь детей именно своим образом жизни. Есть еще в России, в каждом городе профессионалы и мастера: музыканты, журналисты, ученые, врачи, рабочие, офицеры, бизнесмены – культурные и образованные жители. А значит, есть и такие дети.
Работают и школы, где учителя стараются дать ученикам достойное образование, поддержать их. Педагоги высшей пробы мало обсуждают учебники, программы, тесты. Они просто очаровывают детей делом, которым увлечены сами. И тогда остальное получается как бы само собой: сдаются тесты, выигрываются олимпиады.
…А по праздникам первые лица государства уверяют нас в любви к учителю-подвижнику. На самом же деле о положении педагогов никто из них не думает. Школа с директором важна при голосовании на выборах. Учителю-то и зарплату из Стабфонда, из средств, сэкономленных на образовании, повысить нельзя. Министр финансов опасается: тут же инфляция будет! И вообще учителю и ученому только о высоком говорить положено, не о зарплате.
Печально слушать оправдания первых лиц страны: дескать, у нас с образованием не хуже, чем за рубежом. А те, кто говорит, что хуже, просто неправильно сравнивают. Нас, живущих в своей стране, такое уже не убеждает. Можно, конечно, рассуждать, что все проходит и это пройдет. Только жить нам сейчас. И будущее не придет из-за гор, оно в наших собственных детях. Жаль, что их сейчас мало. Но и они сами – без нас – не вырастут.
Это удобный миф, что дети перегружены. И поэтому вместо интересных биологии, химии, географии нужны урезанные региональные и федеральные “компоненты”. Учителя говорят и пишут, что не перегрузки как таковые, а нынешнее социальное положение и учительства, и семей учеников является куда более правдивой причиной падения успеваемости в школе. Что ж, в каждом регионе есть свои школы, которые справляются и с этой ситуацией. Вполне можно принять решение о своей уникальной стратегии развития образования: нужна лишь политическая воля, как говорят губернаторы. И деньги. Дети еще есть, профессионалы еще остались – и мебель закажем, и оборудование.
Но пока школа живет в нищете и детям помочь не может. Почему те, кто пишет и говорит о недопустимости поборов, о привлечении к ответственности директоров, – почему они не рассказывают про бескрайние возможности тех же директоров, которыми они обладали-обладали, да вот сорвались и пошли по кривой дорожке? Где они, эти возможности? Скажите открыто, какие суммы выделяются школе? Например, на ту же пожарную безопасность? Курам на смех. А при этом пожарные рейды и прочее – удобные кормушки для проходимцев, собирающих дань с директоров. Сегодня заказывайте такие решетки на окна, завтра – вот такие, а теперь еще и окна нужны пластиковые – архиважное дело, надо же затоваренные фирмы выручать.
А террористы? От них тревожная кнопка должна быть в учительской и охранник, правда, без оружия. За все это строго спросят. И настойчиво посоветуют вместо учебного оборудования закупить государственную символику – плакаты с гербом и гимном – для каждого класса.
Где же берут прилежные директора школ все эти суммы? Особенно если школы маленькие? А зарплата директора пропорциональна числу учащихся? Быть директором малой школы – сплошная головная боль. Как, например, поддержать лучших учителей? Здесь, конечно, проще всего: они совестливые. Кинь им в шапку 200 президентских рублей прибавки к зарплате – они и кланяются, если прикажут.
А вместо того чтобы поднять зарплату до нормального уровня, куда дешевле подкинуть очередную тему в костер разговоров о программах, о едином экзамене, о бессовестных директорах и приемных комиссиях.
Граждане родители, возьмите школьные задачники по физике и математике, раскройте три раза: в начале, середине и конце. Предложите по три задачки своему чаду и проверьте по ответу. И поговорим тогда – о медалях, взятках и завышенных требованиях. Тесты тоже продаются в магазине – сами вспомните, учились ведь. Учителя-то не враги ваши. Вот и подумайте, прежде чем поддакивать реформаторам. Помогайте школе – она нужна только вам.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru