ДЕНЬ ЗАЩИТЫ УЧИТЕЛЯ
Александр КНЯЗЕВ,
Саратов
В праздники власть не скупится на
обещания...
“Хотели как лучше, а получилось как
всегда” – девиз бывших троечников. Проходит
время, и ошибки, допущенные властью в областях,
казалось бы, далеких от образования и воспитания,
проявляются во всей культуре народа.
Читайте газеты, слушайте радио – это не наши ли
ученики бойко рассказывают ныне о новостях
науки, медицины, о чудесах? Прислушайтесь, очень
занятно. А еще они пишут и говорят с ошибками,
путают даты и не выговаривают названия городов.
Предметы естественно-научного цикла в
непрофильной школе сокращают. Может, и
гуманитарные подсократить? Чего уж там – жизнь
сама детей научит…
Но во многих семьях дети растут с искренней
родительской заботой и теплотой. Мы привили им
любовь к книге, к искусству, не подавили детскую
любознательность, ответив на тысячи вопросов.
Как бы это ни было трудно, нам удалось увлечь
детей именно своим образом жизни. Есть еще в
России, в каждом городе профессионалы и мастера:
музыканты, журналисты, ученые, врачи, рабочие,
офицеры, бизнесмены – культурные и образованные
жители. А значит, есть и такие дети.
Работают и школы, где учителя стараются дать
ученикам достойное образование, поддержать их.
Педагоги высшей пробы мало обсуждают учебники,
программы, тесты. Они просто очаровывают детей
делом, которым увлечены сами. И тогда остальное
получается как бы само собой: сдаются тесты,
выигрываются олимпиады.
…А по праздникам первые лица государства
уверяют нас в любви к учителю-подвижнику. На
самом же деле о положении педагогов никто из них
не думает. Школа с директором важна при
голосовании на выборах. Учителю-то и зарплату из
Стабфонда, из средств, сэкономленных на
образовании, повысить нельзя. Министр финансов
опасается: тут же инфляция будет! И вообще
учителю и ученому только о высоком говорить
положено, не о зарплате.
Печально слушать оправдания первых лиц страны:
дескать, у нас с образованием не хуже, чем за
рубежом. А те, кто говорит, что хуже, просто
неправильно сравнивают. Нас, живущих в своей
стране, такое уже не убеждает. Можно, конечно,
рассуждать, что все проходит и это пройдет.
Только жить нам сейчас. И будущее не придет из-за
гор, оно в наших собственных детях. Жаль, что их
сейчас мало. Но и они сами – без нас – не
вырастут.
Это удобный миф, что дети перегружены. И поэтому
вместо интересных биологии, химии, географии
нужны урезанные региональные и федеральные
“компоненты”. Учителя говорят и пишут, что не
перегрузки как таковые, а нынешнее социальное
положение и учительства, и семей учеников
является куда более правдивой причиной падения
успеваемости в школе. Что ж, в каждом регионе есть
свои школы, которые справляются и с этой
ситуацией. Вполне можно принять решение о своей
уникальной стратегии развития образования:
нужна лишь политическая воля, как говорят
губернаторы. И деньги. Дети еще есть,
профессионалы еще остались – и мебель закажем, и
оборудование.
Но пока школа живет в нищете и детям помочь не
может. Почему те, кто пишет и говорит о
недопустимости поборов, о привлечении к
ответственности директоров, – почему они не
рассказывают про бескрайние возможности тех же
директоров, которыми они обладали-обладали, да
вот сорвались и пошли по кривой дорожке? Где они,
эти возможности? Скажите открыто, какие суммы
выделяются школе? Например, на ту же пожарную
безопасность? Курам на смех. А при этом пожарные
рейды и прочее – удобные кормушки для
проходимцев, собирающих дань с директоров.
Сегодня заказывайте такие решетки на окна,
завтра – вот такие, а теперь еще и окна нужны
пластиковые – архиважное дело, надо же
затоваренные фирмы выручать.
А террористы? От них тревожная кнопка должна быть
в учительской и охранник, правда, без оружия. За
все это строго спросят. И настойчиво посоветуют
вместо учебного оборудования закупить
государственную символику – плакаты с гербом и
гимном – для каждого класса.
Где же берут прилежные директора школ все эти
суммы? Особенно если школы маленькие? А зарплата
директора пропорциональна числу учащихся? Быть
директором малой школы – сплошная головная боль.
Как, например, поддержать лучших учителей? Здесь,
конечно, проще всего: они совестливые. Кинь им в
шапку 200 президентских рублей прибавки к
зарплате – они и кланяются, если прикажут.
А вместо того чтобы поднять зарплату до
нормального уровня, куда дешевле подкинуть
очередную тему в костер разговоров о программах,
о едином экзамене, о бессовестных директорах и
приемных комиссиях.
Граждане родители, возьмите школьные задачники
по физике и математике, раскройте три раза: в
начале, середине и конце. Предложите по три
задачки своему чаду и проверьте по ответу. И
поговорим тогда – о медалях, взятках и
завышенных требованиях. Тесты тоже продаются в
магазине – сами вспомните, учились ведь.
Учителя-то не враги ваши. Вот и подумайте, прежде
чем поддакивать реформаторам. Помогайте школе –
она нужна только вам.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|