Ждали, готовились, договаривались
– и собрались!
На два дня Московский Дом учителя стал
местом встречи педагогов со всей страны
Праздник растворен в воздухе. Он в
ярко-синем взгляде легендарного Виктора
Шаталова, в остроумных шутках Александра
Тубельского, в белоснежном наряде Софьи
Лысенковой – в объятиях, поздравлениях,
восклицаниях. Все красиво, все радостно: музыка,
цветы, залы, темы разговоров, интонации.
О Чтения! О бесподобная ваша аура! В такой-то и
надо воспитывать детей!
…Нам объявляют Чтения, а мы отправляемся куда
хотим. К кому пожелаем, на столько, на сколько
душе угодно. Переходы из зала в зал не
возбраняются. В Большом зале, например, в разное
время можно послушать Юрия Роста, Эдуарда
Днепрова, Александра Асмолова, Николая Крыщука,
Александра Лобка. В Малом – поучаствовать в
дискуссиях, которые (тоже в разное время) ведут
Александр Тубельский, Анатолий Берштейн, Ирина
Демакова, Татьяна Ковалева. А можно вообще никуда
не ходить: получить подарок, поболтать со
знакомыми и отправиться погулять по центру
Москвы. Благодать! Солнышко, свобода, никто тебя
не отмечает, никуда не гонит. Да ведь и вернуться
не запрещено.
Любопытно
же: профессиональный тренинг психолога Дмитрия
Сорокова о преодолении барьера непонимания,
американский опыт воспитания интернеткультуры в
пересказе Василия Кольченко. Тренинг «Дети и
деньги» проводит Ирина Хоменко. «В ответе ли мы
за тех, кого воспитали?» – задает вопрос Анатолий
Берштейн.
Интриговала формулировка многих тем. Люди,
например, спорили, что стоит за словами: «Кому
интересен растущий свободный ребенок?». Может
быть, вопрос поставлен некорректно, лучше
спросить: «Что с ним делать, если он уже есть?». Им
возражали: «Ну вот, опять «делать с ним»! Не
говорил ли Соловейчик, что воспитание – это не
ремонтная мастерская! Все дело в том, готовы ли
взрослые принять свободного ребенка,
заинтересованы ли они в таком воспитаннике?».
О взаимоотношениях взрослых и детей в эти дни
можно было узнать практически все. Тут и Софья
Лысенкова в кругу студентов-педагогов, и
Александра Ершова с экскурсом в тайны
человеческого поведения, и Лена Никитина,
которую учителя не отпускали до самого вечера.
В этот раз обкатывался новый жанр Чтений,
педагогические ринги по ключевым проблемам
образования: ЕГЭ, предшкола, профили. Постановка
тем требовала отстаивать определенную точку
зрения. Можно ли измерить качество образования в
баллах? Реально ли право ученика на выбор профиля
в нашей несвободной школе? Так ли необходимо
нашим детям гражданско-патриотическое и
духовно-нравственное воспитание? Но когда в
присутствии специалистов самого высокого ранга
педагоги приводили аргументы «за» и «против»
нововведений, вдруг оказывалось, что однозначный
ответ никому не дается. Говорили не в пику друг
другу, а в развитие темы. За что специалисты –
руководитель Центра оценки качества образования
Галина Ковалева, директор Института возрастной
педагогики и психологии РАО Марьяна Безруких,
член-корреспондент РАО, руководитель проекта по
профильному обучению Александр Кузнецов и
директор Центра социологии образования РАО
Владимир Собкин – поблагодарили участников
рингов.
По правилам в конце ринга каждый должен
положить камешек в одну из приготовленных
корзинок: «за» или «против». Тот же, кто не отдал
предпочтение ни одной из сторон, мог забрать
камешек с собой. Думай, определяйся, ищи
аргументы и после ринга…
Все наполнялось смыслом. И расходиться не
хотелось.
Под конец в зале прокручивалась пленка с записью
единственного сохраненного телевизионного
выступления Симона Соловейчика.
Он посмотрел в зал. Сказал, что свободного
ребенка воспитывать непросто. И все-таки –
радостно!
Подробный рассказ о Чтениях – в
следующем номере!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|