Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №63/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ №88 
 

Вера ШАТИЛО

Красный квадрат, белый треугольник

Наглядная методика к известным учебникам

Фото И.ПОРХОМОВСКОГО

Последние годы изучению в школе иностранного языка, в особенности английского, уделяется все большее внимание. Из второстепенного предмета он перешел в один ряд с наиболее востребованными дисциплинами. Возросшей потребности соответствует и большое число различных учебно-методических комплектов для детей, в том числе обучающихся в начальной школе. Среди разнообразной учебно-методической литературы обращают на себя внимание издания “English” В.Н.Богородицкой и Л.В.Хрусталевой, “Enjoy English” М.З.Биболетовой, Н.В.Добрыниной и Е.А.Ленской и “English 1” И.Н.Верещагиной и Т.А.Притыкиной, “English 2” И.Н.Верещагиной, К.А.Бондаренко, Т.А.Притыкиной. Эти яркие, талантливо написанные и прекрасно оформленные учебники, несомненно, являются прекрасной учебно-методической основой преподавания английского языка младшим школьникам.
Данные детских психологов аргументируют необходимость создания методики изучения грамматики английского языка с использованием наглядных пособий. Эффективность предлагаемой методики подтверждена многолетним опытом работы автора с детьми первого-второго года обучения по программе школы с углубленным изучением английского языка. В разработке предлагаемой методики использованы идеи М.З.Биболетовой с соавторами, которые предложили обозначать геометрическими фигурами некоторые части речи и члены предложения, а также понятие о глаголах – «королях» и «пешках», заимствованные у Т.Б.Клементьевой и Б.Монк из “Happy English”.
Новизна предлагаемой методики состоит в использовании цвета как наиболее яркого свойства предмета, а также определенного размера и формы геометрических фигур, ассоциативно связанных с функцией и местом слов в предложении.
В нашем материале методика объясняется на примере курса "English 1" И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной и "English 2" И.Н. Верещагиной, К.А. Бондаренко и Т.А. Притыкиной.
Уже после двенадцатого урока обучения в первом классе ребенок владеет достаточным словарным запасом для того, чтобы можно было использовать геометрические фигуры для обозначения знакомых слов. В качестве введения можно поинтересоваться у детей: «Вы любите играть в паззлы?” Обычно следует утвердительный ответ. Тогда учитель предлагает ученику поиграть в паззлы, предупреждая, что в этой игре каждая фигурка имеет свое значение, а задачей ученика будет расположить фигурки в правильном порядке. Квадратом мы всегда будем обозначать действующее лицо (слово, отвечающее на вопросы: кто? что?), а треугольником – глагол (слово, обозначающее действие). Именно так, не вводя понятия о частях речи и членах предложения, недоступные для первоклассника, мы уславливаемся обозначать грамматическую основу предложения – подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения фигурами не обозначаются, а соответствующие слова просто произносятся вслух.
Красный квадрат обозначает слово I.
Синий квадрат обозначает слово you.
Зеленый квадрат обозначает слова he, she, it или любое слово, которое можно заменить этими местоимениями.
Красный треугольник обозначает глагол am.
Синий треугольник обозначает глагол are.
Зеленый треугольник обозначает глагол is.
В этом же уроке вводится фигура для обозначения вопросительных слов who, where, how old. Это желтая стрела. Стрела означает, что вопросительное слово «быстрое» летит стрелой на самое первое место и становится в вопросе впереди всех других фигур.
Дальше следует обратить внимание ребенка на порядок слов в русских и английских предложениях. Мы говорим, что в русском предложении на вопрос указывает только вопросительная интонация (ей соответствует вопросительный знак в конце предложения), а порядок слов может быть таким же, как в утвердительном предложении. В английском утвердительном и вопросительном предложениях порядок слов различный и строго определенный, слова идут, как военные на параде, у каждого свое место. В утвердительном предложении на первом месте стоит слово, обозначающее действующее лицо (кто? что?), на втором – глагол – слово, отвечающее на вопрос: что делает? В вопросе глагол выходит на первое место, а если есть вопросительное слово, то оно “вылетает” даже вперед глагола.
На этом этапе детям предлагается самим сложить из фигурок знакомые им выражения и вопросы.
Красный квадрат, красный треугольник. I am Ann.
Синий квадрат, синий треугольник. You are Polly.
Зеленый квадрат, зеленый треугольник. He (she) is 6.
Красный треугольник, красный квадрат. Am I Ann?
Синий треугольник, синий квадрат. Are you Polly?
Зеленый треугольник, зеленый квадрат. Is he (she) Nick (Emma)?
Желтая стрелка, красный треугольник, красный квадрат. Who am I? Where am I from? How old am I?
Желтая стрелка, синий треугольник, синий квадрат. Who are you? Where are you from? How old are you?
Желтая стрелка, зеленый треугольник, зеленый квадрат. Who is he (she)? Where is he (she) from? How old is he ( she)? What is it?

Для составления отрицательных предложений используется квадрат со словом not.
Красный квадрат, красный треугольник, квадрат со словом not. I am not Sam. I am not 5. I am not from America.
Синий квадрат, синий треугольник, квадрат со словом not. You are not Nick. You are not 6. You are not from Russia.
Зеленый квадрат, зеленый треугольник, квадрат со словом not. He (she) is not Bill (Liz). He (she) is not 8. He (she) is not from Africa. It is not a plane.

Весь последующий курс обучения в течение первого-второго классов сопровождается игрой в «паззлы», причем дальнейшие задания усложняются. Обычно ученику предлагают русские предложения, которые нужно сказать по-английски и построить из фигурок. Например, я – Настя. Мне 7 лет. Я из России. Я не из Америки. Ты – Джон. Ты – не Джек. Тебе 8 лет. Ты из Америки. Он(она) – Джек (Полли). Ему (ей) 7 лет. Ему (ей) не 10 лет. Он (она) из Великобритании.

Введение следующей фигуры – белого треугольника сопровождает знакомство с глагольной конструкцией to have got. Теперь ребенку предлагается самому сложить из фигурок новые для него выражения, а также “сконструировать вопрос“.
Красный квадрат, белый треугольник. I have got a mother (father).
Синий квадрат, белый треугольник. You have got a mother (father).
Белый треугольник, красный квадрат. Have I got a sister (brother)?
Белый треугольник, синий квадрат. Have you got a sister (brother)?
Желтая стрелка, белый треугольник, красный квадрат. What (what toys, how many toys) have I got?
Желтая стрелка, белый треугольник, синий квадрат. What (what toys, how many toys) have you got?

Белый треугольник – фигурка двусторонняя. Для обозначения формы глагола to have (to have got) в 3 лице единственного числа мы пишем букву s на обратной стороне фигуры.
Зеленый квадрат, белый треугольник с буквой s. She (Polly), he (Alf) has got a sister.
Белый треугольник с буквой s, зеленый квадрат. Has she (Polly), he (Alf) got an aunt?
Желтая стрелка, белый треугольник с буквой s, зеленый квадрат. What (what toys, how many toys) has she (he) got?

Отрицательные предложения строятся с фигурой – белый квадрат со словом not.
Красный квадрат, белый треугольник, белый квадрат со словом not. I have not got a dolphin.
Синий квадрат, белый треугольник, белый квадрат со словом not. You have not got a frog.
Зеленый квадрат, белый треугольник с буквой s, белый квадрат со словом not. He (she) has not got a penguin.

Далее следует объяснить детям, что все правила, которые мы изучали до сих пор, справедливы для глаголов-«королей». На данном этапе развития достаточно выучить, что «королями» являются глаголы: являться, находиться, иметь, уметь.
«Короли» – сильные, смелые, они ничего не боятся, поэтому сами возглавляют свою армию в походе на врага (в вопросительном предложении) и сами могут что-нибудь запрещать, говорить ”нет” (в отрицательном предложении not подставляется к этим глаголам).
Остальные глаголы – «пешки». Они слабые, несамостоятельные, поэтому обозначаем их маленьким треугольником, а цвет ему можно придать фиолетовый или лиловый. В предложениях с составным глагольным сказуемым фигуркой обозначается только глагол в личной форме.
Красный квадрат, лиловый треугольник. I like the dog. I like to ride a pony. I want to go to the park.
Синий квадрат, лиловый треугольник. You like the cat. You like to ride on a swing. You want to play marbles.

Глаголы-«пешки» слабые. Они сами не могут возглавить свою армию или что-нибудь запретить, поэтому «пешки» вызывают себе в помощь вспомогательный глагол do, который вместо них возглавляет вопросительное предложение и накладывает запрет (т.е. not подставляется к вспомогательному глаголу в отрицательном предложении). Вспомогательный глагол do обозначаем большим черным треугольником. Тогда сложенный из фигурок общий вопрос будет иметь следующий вид.
Черный треугольник, красный квадрат, лиловый треугольник. Do I like the dog? Do I like to play?
Черный треугольник, синий квадрат, лиловый треугольник Do you like to ride a bike? Do you want to play tag?

Специальные вопросы, так же как и в случае с глаголами-«королями», возглавляются стрелкой.
Желтая стрелка, черный треугольник, красный квадрат, лиловый треугольник. What game do I want to play? Where do I like to play?
Желтая стрелка, черный треугольник, синий квадрат, лиловый треугольник. What do you like to do? Where do you go to ride on a merry-go-round?

Для обозначения глагола
3-го лица единственного числа вводим дополнительную фигурку – маленький квадратик с буквой s.
Зеленый квадрат, лиловый треугольник, маленький квадратик с буквой s. He (she)
likes to play hop-scotch.

Мы говорим, что буква s, которая добавляется к глаголу в
3-м лице единственного числа, очень тщеславная, ей всегда хочется быть на виду, поэтому когда появляется более сильный глагол do, она бросает слабую «пешку» и убегает к сильному глаголу, становясь рядом с ним (в вопросительном и отрицательном предложениях).
Черный треугольник, маленький квадратик с буквой s, зеленый квадрат, лиловый треугольник. Does he (she) like to play hop-scotch?
Желтая стрелка, черный треугольник, маленький квадратик с буквой s, лиловый треугольник. What game does he (she) like to play? Where does he (she) go to roller-skate?

Отрицательные предложения строятся с частицей not.
Красный квадрат, черный треугольник, белый квадрат со словом not, лиловый треугольник. I don’t like to play tag.
Синий квадрат, черный треугольник, белый квадрат со словом not, лиловый треугольник. You don’t want to go to the zoo.
Зеленый квадрат, черный треугольник, белый квадрат со словом not, лиловый треугольник. He (she) doesn’t play computer games.
Знакомство с глаголом to be множественного числа облегчается тем, что дети уже умеют работать с его формой 2-го лица единственного числа – are и фигуркой, его символизирующей (синим треугольником). В данном случае достаточно будет сказать, что слово are множественного числа будет обозначаться этой же фигуркой, а все местоимения множественного числа: we, you, they и слова, которые мы заменяем этими местоимениями, будут обозначаться так же, как и слово you – ты, синим квадратом. Этого обычно бывает достаточно, чтобы дети самостоятельно справлялись с задачей «конструирования» утвердительных, вопросительных (общих и специальных вопросов) и отрицательных предложений.
Синий квадрат, синий треугольник. His robots (they) are grey.
Синий треугольник, синий квадрат. Are his robots (they) grey?
Желтая стрелка, синий треугольник, синий квадрат. What colour are his robots (they)?

Синий квадрат используем также для составления предложений с подлежащими, выраженными существительными или местоимениями множественного числа.
Синий квадрат, лиловый треугольник. Children (we, you, they) like to play games.
Черный треугольник, синий квадрат, лиловый треугольник. Do children (we, you, they) like to play games?
Желтая стрелка, черный треугольник, синий квадрат, лиловый треугольник. What do children (we, you, they) like to do?
Синий квадрат, черный треугольник, белый квадрат со словом not. Children don’t like to play marbles.

Программа второго класса школы включает изучение модального глагола can. Особенности его употребления отражены и в игре в «паззлы». Мы обозначаем глагол can большим оранжевым треугольником. Размер треугольника говорит о том, что это глагол-«король», следовательно, он сам образует вопросительную и отрицательную формы. В 3-м лице единственного числа мы не добавляем квадратик с буквой s, а инфинитив смыслового глагола без частицы to обозначаем, как и глагол в личной форме, лиловым треугольником.
Красный квадрат, оранжевый треугольник, лиловый треугольник. I can skate.
Синий квадрат, оранжевый треугольник, лиловый треугольник. You (we, they) can swim.
Зеленый квадрат, оранжевый треугольник, лиловый треугольник. He (she) can play volleyball.

Общие вопросы имеют следующий вид.
Оранжевый треугольник, красный квадрат, лиловый треугольник. Can I scate?
Оранжевый треугольник, синий квадрат, лиловый треугольник. Can you (we, they) swim?
Оранжевый треугольник, зеленый квадрат, лиловый треугольник. Can he (she) play volleyball?

Специальные вопросы, как и во всех других случаях, начинаются со стрелки.
Желтая стрелка, оранжевый треугольник, красный квадрат, лиловый треугольник. What games can I play?
Желтая стрелка, оранжевый треугольник, синий квадрат, лиловый треугольник. What table games can you (we, they) play?
Желтая стрелка, оранжевый треугольник, зеленый квадрат, лиловый треугольник. What can he (she) do?

Отрицательные предложения строятся так же, как и с другими глаголами-«королями».
Красный квадрат, оранжевый треугольник. Белый квадрат со словом not, лиловый треугольник. I cannot (can’t) play football.
Синий квадрат, оранжевый треугольник. Белый квадрат со словом not, лиловый треугольник. You (we, they) cannot (can’t) ski.
Зеленый квадрат, оранжевый треугольник. Белый квадрат со словом not, лиловый треугольник. He (she) cannot play tennis well.

Использование геометрических фигур поможет второкласснику освоить и The Present Progressive Tense. Для обозначения причастия-смыслового глагола, которое мы называем ing-формой глагола, используем прямоугольник с обозначением ing. К этому времени дети уже хорошо умеют работать со всеми формами глагола to be, поэтому манипуляции с ним в роли вспомогательного глагола, образующего вместе с причастием-I настоящее продолженное время, не вызывают ни малейших затруднений. После объяснения учителя, как строятся повествовательные предложения, детям предлагается в качестве самостоятельной работы построить вопросительные и отрицательные предложения с подлежащим, выраженным существительным или местоимением 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.
Красный квадрат, красный треугольник, лиловый треугольник, прямоугольник с обозначением ing. I am getting up.
Синий квадрат, синий треугольник, лиловый треугольник, прямоугольник с обозначением ing. You (we, they) are playing.
Зеленый квадрат, зеленый треугольник, лиловый треугольник, прямоугольник с обозначением ing. He (she) is taking a shower.

В общем вопросе глагол-«король» am, are, is выходит на первое место.
Красный треугольник, красный квадрат, лиловый треугольник, прямоугольник с обозначением ing. Am I getting up?
Синий треугольник, синий квадрат, лиловый треугольник, прямоугольник с обозначением ing. Are you (we, they) playing?
Зеленый треугольник, зеленый квадрат, лиловый треугольник, прямоугольник с обозначением ing. Is he ( she) taking a shower?

Специальные вопросы.
Желтая стрелка, красный треугольник, красный квадрат, лиловый треугольник, прямоугольник с обозначением ing. What am I doing?
Желтая стрелка, синий треугольник, синий квадрат, лиловый треугольник, прямоугольник с обозначением ing. What game are you (we, they) playing?
Желтая стрелка, зеленый треугольник, зеленый квадрат, лиловый треугольник, прямоугольник с обозначением ing. Where is he (she) going?

Отрицательные предложения.
Красный квадрат, красный треугольник, белый квадрат со словом not, прямоугольник с обозначением ing. I am not washing my face.
Синий квадрат, синий треугольник, белый квадрат со словом not, прямоугольник с обозначением ing. You (we, they) are not going to school.
Зеленый квадрат, зеленый треугольник, белый квадрат со словом not, прямоугольник с обозначением ing. He (she) is not doing exercises.

Предлагаемая методика вносит образность в изучение грамматики английского языка, а следовательно, делает ее более доступной для детей младшего школьного возраста, для которых каждое слово (или группа слов) приобретает конкретную форму и цвет. Манипуляции с геометрическими фигурами, в особенности выполнение самостоятельных заданий по переводу с русского языка на английский, сопровождающему «конструирование» утвердительных, вопросительных и отрицательных предложений с глаголами-«королями» и «пешками», позволяет прочно усвоить навыки использования The Present Simple Tense и The Present Progressive Tense. В случае необходимости методика использования разноцветных геометрических фигур может быть использована для работы с детьми и восьми-девятилетнего возраста, поскольку она легко трансформируется для изучения более сложных временных форм.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru