УЧЕБНИКИ №88
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Несколько аргументов в пользу
чтения ушами
Резоннее было бы начать с аргументации в
пользу чтения как такового, однако тут мы рискуем
впасть в банальность: столько страстных речей
произнесено на эту тему, что, кажется, все доводы
уже исчерпаны. Ясно одно: человечество делится на
два вида – homo sapiens читающий и homo sapiens не читающий.
Разница между ними на первый взгляд не слишком
заметна, но при непосредственном общении
чрезвычайно ощутима. Человек, который еще в
детстве подсел на книгу, независимее в суждениях
и осторожнее в выводах, он менее агрессивен и
более терпим, реже поддается манипулированию и
почти никогда не подвержен скуке. Что касается
качества читаемой литературы, тут, как мы знаем,
действует железный закон соответствия: книга
равна читателю. Хорошей она считается только в
том случае, когда в читающем ее активизируется
тяга к самосовершенствованию. Но это тема для
серьезной интеллектуальной дискуссии.
Наша же аргументация обращена к тем, кто
понимает, что такое настоящая книга, и ценит
время, проведенное в ее обществе. Хотя именно в
этой среде полноценно читающих людей существует
устойчивое убеждение, что книга в ее
типографском варианте самодостаточна. Фанатик
«натурального» чтения приведет сотни причин,
исходя из которых он читал, читает и будет читать
литературу, в особенности беллетристику,
собственными глазами. Единственным посредником
в этом занятии он признает только оптику, то есть
очки, пенсне, лорнет, лупу, бинокль и т.д. и т.п. Наш
бестактный вопрос, чем он будет заниматься в
случае внезапной слепоты, не застанет его
врасплох. Он тут же напомнит нам о возможности
«ручного» чтения (т.е. по системе Брайля). Понятно,
что мы не станем портить упрямцу настроение,
рисуя перспективу потери… Стоп. Фанатики тоже
исключаются из поля действия нашей аргументации.
Мы обращаемся к тем поклонникам серьезной
литературы, кто не утратил способности
рассуждать.
Как бы интенсивен ни был процесс вашего
самообразования, всегда за его пределами
остаются книги, отложенные на потом в виду
естественной ограниченности человеческого
досуга. Даже если вы изберете чтение
единственным занятием своей жизни, все равно
придется отка-
заться от самоубийственного чтения на ходу, за
рулем, во время ремонта сантехники и пр. Между тем
аппетит, как известно, приходит во время еды, то
есть чтения. Тем более что с момента создания
письменности человечество умудрилось
понаписать такое множество умных (и не слишком
умных) книжек, что стопка оставленных на
ознакомление в будущем романов, статей,
трактатов, мемуаров, новелл, эссе, памфлетов,
искусствоведческих исследований (список можно
продолжать) растет с устрашающей скоростью,
грозя пробить потолок. И все-таки истинного
библиофила вряд ли это остановит, ему не грозит
передозировка. Загвоздка лишь в дефиците
времени. Так в чем же дело? Воспользуемся
резервами «параллельного» времени и начнем
читать на ходу, в переполненном вагоне метро, во
время стирки, мытья посуды, вождения трактора и
пилотирования сверхзвукового лайнера. Все, что
требуется для подобного чтения, – это приличные,
не слишком испорченные «тяжелым металлом» уши и
МР3-плеер. Ну и конечно, звучащий вариант
вожделенной книги – цифровая аудиоверсия. Через
неделю стопка книг, до которых не дошли пока руки
– простите, глаза, – заметно уменьшится.
Теперь в поле нашего внимания мамы и папы будущих
библиоманов, вкусивших уже радостей
«пассивного» чтения и категорически
отказывающихся засыпать без все увеличивающейся
дозы родительской декламации любимых сказок.
Почитать ребенку на ночь часок-другой не вредно
для здоровья, но существуют же некоторые
санитарные нормы: нельзя с одинаковым
мастерством повествовать о похождениях Красной
Шапочки или Гадкого утенка три-четыре раза за
вечер. Тем более что таких вечеров в году…
Согласитесь, в этом бесконечном марафоне
одержать победу может только крепкий
профессионал. Что мешает вам вымыть почище
любознательному малышу уши и включить тот же
МР3-плеер, который, заговорив голосом умеющего
читать артиста, выдержит десятичасовой сеанс? А в
это время вы устраиваетесь поудобнее на диване…
Известны случаи, когда чтение глазами не
приносит ощутимой радости ввиду серьезных
отвлекающих моментов, таких как вечеринка с
друзьями, дискотека, хронический недосып,
компьютерные игры, телевизор… Да мало ли весомых
поводов найдется у современного школьника или
студента для того, чтобы уклониться от
обязательного, то есть программного, чтения. С
ужасом взирает он на бесконечные тома
ненавистной классики, которые нужно проглотить
за два оставшихся до экзамена вечера. Но именно
этот акт принудительного глотания может на веки
вечные отбить у человека всякую охоту к какому бы
то ни было чтиву вообще. Стоит ли подвергать
испытанию незрелый организм? Есть ведь
значительно менее травмирующий способ
интеллектуального насыщения: включаете
компьютер, вставляете в дисковод МР3-книгу,
закрываете глаза… Если поднимете уровень
громкости до максимума, есть вероятность заснуть
не сразу, а где-нибудь на середине. Тогда
останется только заглянуть в конец, чтобы
уточнить, чем там все закончилось. Можно «читать»
скоростным методом – через главу. Но здесь есть
риск пропустить самое главное – кто же все-таки
убийца. Впрочем, это уже чтение не для студентов,
а для дальнобойщиков – и заснуть не дает, и
инструктирует на случай непредвиденных
обстоятельств.
Легче всего убедить слушать МР3-книгу тех, кто
ностальгирует по сказочным временам детства и
юношества, когда третья программа Всесоюзного
радио передавала литературные шедевры под
рубриками «Театр у микрофона» или «Мастера
слова». Тут мы, правда, можем споткнуться о
восторги памяти: «Какой театр! Какие мастера!». В
этих восторгах слышится и еле сдерживаемый вздох
разочарования: «Теперь уж таких…» Да-да, не будем
спорить мы, нет и не будет! В конце концов, ничто
сейчас не мешает насладиться записью голоса
любимого народного артиста. Благо золотой фонд
советского радиовещания тоже постепенно
переводится в «цифру». Однако согласитесь,
трудно себе представить бесподобный баритон
Василия Ивановича Качалова, исполняющий
маргинальный шедевр советского времени
«Москва–Петушки». Или… Тут воображение
начинает рисовать такие фантастические
варианты, что мы рискуем, чересчур
развеселившись, забыть о главной теме нашего
разговора, то есть об МР3-книге. Все-таки ее задачи
– не столько продемонстрировать нам
исполнительское мастерство, сколько максимально
полно представить всемирную литературу (все ее
жанры). Поэтому от чтеца в меньшей степени
требуется актерский талант перевоплощения,
нежели способность следовать за авторской
мыслью. Способность эта по нынешним временам
редкая, но по мере развития МР3-книги будут
обнаруживаться и новые таланты. И вполне
вероятно, настанет такой момент, когда одну и ту
же книгу можно будет «прочитать ушами» при
посредничестве как минимум пяти исполнителей.
Сейчас такой чести удостоен лишь роман Булгакова
«Мастер и Маргарита».
И еще один момент: глаз, утомляясь подробностями,
иногда способен схитрить и пробежать авторский
текст по касательной. Для некоторых писателей
это даже полезно, но что касается Толстого или
Чехова, вы рискуете при таком халтурном
прочтении потерять главное – душу произведения.
Актер же, читающий книгу, не имеет права на такие
вольности. И может так случиться, что, услышав
слово в слово «Войну и мир», вы наконец поймете,
почему этот роман считают великим.
Есть еще один веский аргумент в пользу
МР3-формата. Отправляясь путешествовать, вы вряд
ли захотите загрузить свой чемодан любимыми
книгами. Если только целью вашей поездки не
является обретение хорошей спортивной формы.
Сохранение же приличной интеллектуальной формы
не потребует от вас таких физических усилий:
МР3-книги практически не имеют веса.
Если вышеприведенная аргументация не показалась
вам убедительной, что ж, значит, «чтение ушами»
вас не увлекает и вы неисправимый
традиционалист. Мы уважаем ваши убеждения, но не
разделяем их.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|