Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №63/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА 
 

Иван КЛИМОВ

В вуз, в вуз! А зачем?

Социологические опросы и разговоры в специальных фокус-группах, проведенные сотрудниками Фонда общественного мнения, показывают, что российская молодежь ценит высшее образование далеко не только за возможность претендовать на престижное и высокооплачиваемое место на рынке труда. Молодые люди стремятся в вузы, даже если знают, что по окончании института их вовсе не ждут высокие заработки.

Фото ИТАР–ТАСС

Высшее образование в России котируется высоко. Подавляющее большинство опрошенных – 74% – полагают, что сегодня важно иметь высшее образование, и только 23% придерживаются противоположной точки зрения. Причем молодежь твердо убеждена в ценности образования: среди тех, кто моложе 35 лет, первое суждение разделяют 80%, а второе – лишь 18%.
Это обусловлено тем, что большинство россиян видят в высшем образовании важнейший ресурс, резко повышающий социальную мобильность гражданина и его конкурентоспособность на рынке труда. Именно о «рентабельности» высшего образования чаще всего говорили опрошенные, отвечая на открытый (без подсказанных вариантов ответа) вопрос о мотивах людей, стремящихся его получить. Акценты расставляли по-разному: одни – на том, что высшее образование открывает доступ к престижной и высокооплачиваемой работе («дает работу, которую пожелаешь, положение в обществе»; «человек становится умнее и больше стоит»; «чтобы быть нужным и не испытывать материальных затруднений»), другие – на том, что оно позволяет сделать карьеру, повысить свой социальный статус, пробиться «наверх» («образование дает власть и деньги»; «позволяет занимать большой пост»; «быть к власти поближе»). Третьи утверждали – зачастую довольно категорично, – что высшее образование гарантирует трудоустройство, тогда как человек без диплома почти лишен шансов получить работу («везде нужны с высшим образованием»; «без образования никуда не берут»). Наконец, четвертые – и таких было особенно много (каждый третий из числа ответивших на вопрос) – напрямую связывали высшее образование с материальным благосостоянием («материально обеспечить себя и свою семью»; «каждый хочет жить богаче»; «чтобы иметь побольше денег»).
Однако многие россияне прекрасно осведомлены о том, что высшее образование и в советские времена, и сегодня отнюдь не гарантирует его обладателю ни занятость, ни тем более – высокие заработки. Об этом много говорят СМИ, а российские левые обожают иллюстрировать тезис о губительности реформ для научного, технического, культурного потенциала страны ссылками на высокообразованных продавцов колбасы.
Большинство россиян не питают иллюзий относительно доходов рядовых представителей таких массовых профессий, как врачи и учителя. И представление о «рентабельности» высшего образования постоянно приходит в противоречие с множеством известных фактов, что весьма отчетливо проявляется в ходе групповых дискуссий: «У меня два высших образования, а зарплата – слезы. Не раз я думала – сменю работу, и… Я не могу уйти со своей работы. Я чувствую – это мое».
Почему же представление о практической ценности высшего образования остается вопреки всему чрезвычайно широко распространенным?
Сказывается несколько обстоятельств. Во-первых, российские граждане прекрасно знают, что «начальство» – от первых лиц государства до руководителей практически любых предприятий и учреждений – всецело состоит из обладателей высшего образования. И это веский аргумент в пользу тезиса о том, что такое образование открывает путь «наверх».
Во-вторых, многие исходят из того, что когда-нибудь высшее образование все-таки станет «рентабельным», и если сегодня прямая зависимость между уровнем образования и шансами на трудоустройство, на высокий доход прослеживается не слишком отчетливо, то со временем она непременно установится.
«Я считаю, что время, которое мы переживаем, – оно пройдет. И высшее образование в любом случае должно быть».
«Интеллект – он всегда будет востребован. Другое дело, что сейчас такие времена…»
«В будущем все больше нужно будет высшее образование».
Но за стремлением к высшему образованию многие усматривают не только прагматические мотивы, но и просто тягу к интеллектуальному и духовному росту, к самосовершенствованию и самореализации («для развития ума»; «для всестороннего развития»; «шире возможности реализовать себя»). Довольно часто эти мотивы сочетаются, а многие считают сугубо прагматический, меркантильный подход к высшему образованию неприемлемым: «Тут важен как бы сам процесс, чтобы человеку было интересно».
«Вы знаете, я считаю, что высшее образование просто необходимо для человека, который общается изо дня в день с людьми разными. Понимаете, это… другой круг людей, у них совершенно другое какое-то мышление, у них другая душевная, духовная жилка».
«Высшее образование – это та ступень, которая дает человеку какое-то осмысление в жизни, что ли…»
Большинство российских граждан склонны существенно преувеличивать число людей с высшим образованием в стране. На самом деле согласно данным Госкомстата его имеют чуть больше 17% совершеннолетних россиян. Между тем 62% опрошенных убеждены, что такое образование получили свыше четверти россиян, а 23% дают совершенно фантастические оценки, предполагая, что абсолютное большинство наших соотечественников окончили вузы. И хотя 36% опрошенных полагают, что в стране недостаточно высокообразованных людей, они уверены, что их доля превышает 40% населения, а каждый пятый думает, что людей с высшим образованием у нас больше половины.
Естественно предположить, что массовое заблуждение относительно численности обладателей высшего образования влияет и на суждения россиян о его необходимости. Человек, уверенный в том, что большинство его сограждан имеют такое образование, в большей мере склонен воспринимать обучение в вузе как стандартный, если не обязательный этап социализации.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru