Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №63/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА 
 

Ирина ПРУСС

Колонка редактора

Ирина ПРУССГоворят, у нас новый образовательный бум и что начался он еще до того, как закончился (а он точно закончился?) экономический кризис. А выглядит это так: в городке, где, положим, один завод и тот лежит, работы никакой нет, от прошлой спокойной жизни остался какой-нибудь политех при заводе. Он громко именует себя техническим университетом, и туда конкурсы как в Голливуд. Ну то есть все, абсолютно все хотят учиться (или учить своих детей) в высшем учебном заведении, хотя что потом делать с полученным дипломом, совершенно непонятно.
Что же это за нежная и всепоглощающая страсть к знанию у наших с вами сограждан?
Знание, воплощенное в дипломе о высшем образовании, в наше безжалостное рыночное время дает человеку уверенность в своих позициях на рынке труда. Только вот часто стали как-то промахиваться. Совсем недавно, кажется, не было профессий перспективнее, чем юрист и экономист, и конкурсы в соответствующих вузах и на соответствующие специальности были огромные. Но вот сын соседки такой вуз закончил, а приличную работу найти себе не может, зарабатывает, как учитель какой-нибудь, а племянница, тоже с дипломом «как надо», недавно работы лишилась и никак не может другую найти.
И вдруг – о чудо! – выясняется, что в выигрыше оказался другой сын другой соседки, который по старинке, без затей, получил инженерное образование, ковырялся в своем инженерном деле на местном заводе, а завод вышел в успешные, начальство там оказалось разворотливое, и теперь он зарабатывает очень даже прилично. Инженер на заводе, в цехе – ну кто бы мог подумать! Не тот мы диплом выбрали! Еще немного опыта – и можно понять, что дело вообще не в дипломе, а в реальной квалификации. Руководители плачут, что им квалифицированных кадров не хватает. Даже без всякого диплома, рабочих.
Но хоть и принято в первую очередь ссылаться на рентабельность, знания не потеряли в глазах наших сограждан ценности. Но другого, не прагматического, порядка. Люди учатся и, словно стесняясь, говорят: для самореализации, для духовного развития, чтобы жить интереснее было, чтобы окружение было интеллигентное.
Одно время казалось, что наука и научное знание способны решить все проблемы человечества: производственные и экологические, социальные и политические, культурные и моральные. Что они сделают нашу жизнь разумной и оттого прекрасной. Затем оказалось, что мы хотим от науки и ею порожденного знания слишком много, что она не может и не должна определять всю культуру в целом. Значит, кончилась индустриальная эпоха и наступила постиндустриальная, в которой разум перестает быть придатком технологий. Культ разума остается позади. И нам еще предстоит позаботиться о новых источниках процветания и развития общества в целом и каждого человека в отдельности.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru