ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Колонка редактора
Говорят, у нас новый
образовательный бум и что начался он еще до того,
как закончился (а он точно закончился?)
экономический кризис. А выглядит это так: в
городке, где, положим, один завод и тот лежит,
работы никакой нет, от прошлой спокойной жизни
остался какой-нибудь политех при заводе. Он
громко именует себя техническим университетом, и
туда конкурсы как в Голливуд. Ну то есть все,
абсолютно все хотят учиться (или учить своих
детей) в высшем учебном заведении, хотя что потом
делать с полученным дипломом, совершенно
непонятно.
Что же это за нежная и всепоглощающая страсть к
знанию у наших с вами сограждан?
Знание, воплощенное в дипломе о высшем
образовании, в наше безжалостное рыночное время
дает человеку уверенность в своих позициях на
рынке труда. Только вот часто стали как-то
промахиваться. Совсем недавно, кажется, не было
профессий перспективнее, чем юрист и экономист, и
конкурсы в соответствующих вузах и на
соответствующие специальности были огромные. Но
вот сын соседки такой вуз закончил, а приличную
работу найти себе не может, зарабатывает, как
учитель какой-нибудь, а племянница, тоже с
дипломом «как надо», недавно работы лишилась и
никак не может другую найти.
И вдруг – о чудо! – выясняется, что в выигрыше
оказался другой сын другой соседки, который по
старинке, без затей, получил инженерное
образование, ковырялся в своем инженерном деле
на местном заводе, а завод вышел в успешные,
начальство там оказалось разворотливое, и теперь
он зарабатывает очень даже прилично. Инженер на
заводе, в цехе – ну кто бы мог подумать! Не тот мы
диплом выбрали! Еще немного опыта – и можно
понять, что дело вообще не в дипломе, а в реальной
квалификации. Руководители плачут, что им
квалифицированных кадров не хватает. Даже без
всякого диплома, рабочих.
Но хоть и принято в первую очередь ссылаться на
рентабельность, знания не потеряли в глазах
наших сограждан ценности. Но другого, не
прагматического, порядка. Люди учатся и, словно
стесняясь, говорят: для самореализации, для
духовного развития, чтобы жить интереснее было,
чтобы окружение было интеллигентное.
Одно время казалось, что наука и научное знание
способны решить все проблемы человечества:
производственные и экологические, социальные и
политические, культурные и моральные. Что они
сделают нашу жизнь разумной и оттого прекрасной.
Затем оказалось, что мы хотим от науки и ею
порожденного знания слишком много, что она не
может и не должна определять всю культуру в
целом. Значит, кончилась индустриальная эпоха и
наступила постиндустриальная, в которой разум
перестает быть придатком технологий. Культ
разума остается позади. И нам еще предстоит
позаботиться о новых источниках процветания и
развития общества в целом и каждого человека в
отдельности.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|