ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
«Направления, по которым мы должны
сделать прорыв...»
22 сентября Андрей Фурсенко выступил с
докладом на заседании правительства
Министр рассказал, что было сделано
ведомством с декабря минувшего года, когда
кабинет министров утвердил “Приоритетные
направления развития образования”, и представил
план выполнения президентских проектов в
образовании, обнародованных 5 сентября.
– Сегодня все осознают необходимость
серьезных перемен в системе образования, –
сделал Андрей Фурсенко как бы эпиграф к докладу.
– В то же время слово “реформа” зачастую
воспринимается работниками образования в штыки.
Людей пугает неясность предлагаемых шагов. Они
боятся потерять тот минимум, ту стабильность,
которая установилась сегодня.
После эпиграфа министр начал вносить ясность:
– Назову ряд основных направлений развития
образования, по которым мы должны сделать прорыв
в самое ближайшее время.
Единый экзамен
Как рассказал Андрей Фурсенко, уже
подготовлен и прошел согласование в регионах
законопроект о введении единого экзамена. Однако
это не означает, что ЕГЭ будет тотальным и
безальтернативным.
– Система оценки качества образования помимо
ЕГЭ должна включать олимпиады, – заявил министр.
– Кроме того, выпускники школ должны иметь
альтернативу – сдавать экзамены в традиционной
форме или в форме ЕГЭ. А вузы, по крайней мере
ведущие, могут устанавливать дополнительные
вступительные испытания, искать своего студента.
Дальше министр пригрозил высшим учебным
заведениям, которые “фактически торгуют
государственными дипломами”. Возможно, для
решения этой проблемы вузу и его филиалам вскоре
будут выдавать единую лицензию. Тогда из-за
нарушений в отдельном представительстве под
вопросом может оказаться существование всего
учебного заведения.
Поддержка инноваций
“Школам и учителям, работающим
по-новому, будет обеспечена особая
государственная поддержка”, – пообещал министр.
Это те самые сто тысяч рублей для десяти тысяч
педагогов и гранты по миллиону для шести тысяч
школ.
“Сегодня нами уже подготовлены процедуры
отбора, – сообщил Андрей Фурсенко. – В течение
двух недель мы вынесем эти предложения на
общественное обсуждение”. Еще министр пообещал
уже всем российским школам 800 миллионов рублей на
подключение к интернету.
Ресурсное обеспечение
“Хочу подчеркнуть, что инновационные
подходы призваны смягчить одну из самых больших
проблем сегодняшней России – демографический
спад, – сказал Андрей Фурсенко. – Нужны меры,
которые параллельно с увеличением бюджетного
финансирования и привлечением внебюджетных
средств позволят эффективно использовать
внутренние резервы. Прежде всего речь идет о
переходе на нормативное финансирование”.
Министр высказал убеждение, что дефицит
педагогических кадров в стране – мнимый. Просто
на одного педагога приходится очень мало
учеников.
– В России сегодня 5500 школ, где учатся менее 10
детей, – сообщил Фурсенко. – В таких школах
трудно получить качественное образование, а
обучение школьника стоит дороже, чем в
престижном вузе.
Никаких конкретных выводов относительно
дальнейшей судьбы этих школ Андрей Фурсенко не
сделал. Но рассказал коллегам-министрам об опыте
регионов, где существуют образовательные округа,
базовые школы и программа “Школьный автобус”…
Заговорив о зарплате учителей, министр
подчеркнул: “Отраслевую систему оплаты труда
неправильно вводить указом из центра. Необходимо
создавать региональные модели”. Затем, по мысли
министра, к 2007 году можно будет выбрать лучшие из
них и распространить на всю Россию.
Еще министр сообщил, что с 2006 года учителя
получат доплаты за классное руководство. А для
молодых педагогов, которым вести класс доверяют
редко, министерство готовит жилищную программу и
программу целевых грантов. Но эти проекты пока в
стадии разработки.
Стандарты и программы
– Начнем с дошкольного образования, –
сказал Андрей Фурсенко. – За десять лет число
детских садов уменьшилось вдвое. Сейчас
демографическая ситуация для этого возраста
начала меняться в лучшую сторону. Соответственно
обеспеченность дошкольными учреждениями
ухудшилась.
Понятно, что построить новые детсадики по всей
стране или хотя бы вернуть их прежние здания
министерство не в состоянии. Поэтому, как сказал
Андрей Фурсенко, “сейчас идет отработка
различных моделей организации образования детей
старшего дошкольного возраста”.
– Необходимо разработать современные и
доступные для освоения стандарты общего
образования, – продолжил министр. – Они должны
быть нацелены на формирование способностей и
компетенций, а не на запоминание информации.
Министерство ведет работу над созданием
стандартов второго поколения.
Одна из трудностей реализации стандарта связана
с недостаточным качеством учебной литературы, –
признался Андрей Фурсенко. И рассказал о первых
итогах работы реформированного Федерального
экспертного совета по учебникам (ФЭС). Напомним,
теперь к экспертизе учебной литературы
подключены Российская академия наук (РАН) и
Российская академия образования (РАО).
– Из 45 книг, прошедших экспертизу РАН, 24 получили
отрицательные заключения, – сообщил министр. –
Причина – грубые фактические ошибки. Мы не
собираемся административно ограничивать
количество учебников, но требования к их
качеству будем ужесточать.
Изменятся, похоже, и требования к выпускникам
школы.
– Интеллектуальная составляющая повседневной
жизни постоянно растет, – заметил Андрей
Фурсенко. – Президент РФ Владимир Путин
предложил сделать общее среднее образование
обязательным.
Никакой конкретики об обязательной
одиннадцатилетке министр не сообщил, сказав
лишь, что “каждый человек сможет получать
образование в соответствии со своими
интересами”.
Общественное управление
– Эта тема тесно связана с предыдущими,
– сказал Андрей Фурсенко. – В первую очередь с
контролем качества образования и отбором
инновационных проектов. Например, в процедуре
отбора лучших школ и лучших учителей –
получателей грантов, на наш взгляд, должны
участвовать не только члены педагогических
объединений, но и ученики, выпускники школ,
родители.
Как это возможно на практике? Андрей Фурсенко
привел в пример управляющие советы, которые
созданы в Красноярском крае, в Московской и
Калининградской областях. В их компетенции –
контроль за бюджетными расходами и
распределение внебюджетных средств, утверждение
перечня предметов школьного компонента, выбор
профилей для старшей ступени обучения.
– В последнее время происходит консолидация
общественных институтов, заинтересованных в
развитии образования, – резюмировал Андрей
Фурсенко. – Полагаю, что совместными усилиями
нам удастся реализовать задуманное и обеспечить
достойное образование гражданам России.
На заседании правительства Андрей
Фурсенко представил членам кабинета министров
доклад “О мерах по развитию образования в РФ”.
Подробный анализ доклада читайте в ближайших
номерах газеты.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|