Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/2005

Третья тетрадь. Детный мир

СЕМЕЙНЫЙ ИНТЕРЕС

Накупить ненужных штучек...
Профессиональные взрослые хладнокровно вычислили идеального потребителя: тратить
деньги должен не тот, кто их зарабатывает

Представим себе человека, совершенно не знакомого с нашей молодежью. Лучше марсианина. Вот он вселился в гостиничный номер, включил телевизор. В глаза сразу бросается дикое количество молодых лиц и тел. Фильмы, шоу, реклама. Все о молодых, все для молодых. Они раскованны, обаятельны, самозабвенны в своих занятиях. Что они делают? Пьют пиво. Сидят в ночных клубах. Выводят перхоть. Попутно в образах продвинутых офис-менеджеров преображают планету.
Правда, как именно отважный борец с перхотью становится властелином мира, не очень понятно. Или, может быть, это разные слои молодежи – одни пьют пиво, а другие захватывают мир? Что более правдоподобно, но как-то грустновато.
Полно, скажете вы. Реклама и сопутствующая ей культура вовсе не обязаны во всех тонкостях создавать правдивый типический образ кого бы то ни было. И марсианину все-таки лучше выйти на улицу и посмотреть на мир без посредников.
Что ж, последуем примеру марсианина. Краткий итог: все устроено иначе. Те поп-певцы, которых мы снисходительно воспринимаем как «кумиров молодежи», сама молодежь характеризует емким словом «отстой». Как сказал сосед-студент: «Я иногда смотрю MTV, когда другие каналы вообще невозможно смотреть, но меня страшно бесит, что считается, будто я люблю все это».
Взрослым тоже слегка противна вся эта молодежная культура. Взрослые обязательно ругают Бивиса и Батт-Хеда, двух отвратительных гормональных подростков: «Вася, неужели ты хочешь быть похожим на них?!» А по-моему, Бивис и Батт-Хед хороши уже тем, что угрюмы и недоверчивы. Что их нервный смех не похож на типовой белозубый смайл.
В раннем детстве наши подростки вместо привычных буратин и плюшевых мишек получили огромных мягких монстров неожиданных цветов. Полистайте семейные альбомы – обнаружите малыша в обнимку с чудищем, но это не значит, что малыш сам выбрал его. Да и родители его толком не выбирали, просто именно это попалось по дороге домой, а плюшевый мишка отчего-то не попался. Потом пришла мода на динозавров. Потом – на откусывание твиксов, как в рекламе, – две палочки одним махом. Так шаг за шагом дети вписывались в предложенный им мир, но это не значит, что они его выбрали и любят. И уж совсем не они хозяева в этом мире.
Хозяева – циничные и профессиональные взрослые, ведущие борьбу за сбыт второсортных однотипных и не обязательных для жизни товаров. Они хладнокровно вычислили идеального потребителя: тратить деньги должен не тот, кто их зарабатывает. Вот подросток и выскребает мелочь из одних взрослых (родителей) и отдает другим – чужим дядям. А чужие дяди окружают его дешевым уважением. Такой Робин Гуд наоборот получается. Необходимое звено в экономической цепи.
Все, что у нас выдается за молодежную прессу, молодежное радио, молодежное ТВ, молодежную музыку, молодежную моду и молодежные общественные движения, является, как правило, второсортным, однотипным и не обязательным для жизни товаром, созданным все теми же циничными взрослыми.
А реальная молодежь как-то бестолково слоняется по городу, хитроумно как бы отданному ей. Обсиживает скамейки на бульварах в депрессивных, сутулых, непригодных для клипов и роликов позах. Чего на самом деле хочет, чего боится, на что надеется? Нет у нас действенного способа хоть как-то это узнать. А может, и охоты особой нет.

Татьяна БАЖЕНОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru