Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/2005

Третья тетрадь. Детный мир

СЕМЕЙНЫЙ ИНТЕРЕС

О факторах подросткового риска дети слышат еще чаще, чем мы, взрослые, и прекрасно научились извлекать моральные выгоды из телестрашилок и профилактических лекций в школе. «Не пью, не курю, не колюсь, не нюхаю, в стрелялки всю ночь напролет не играю, учусь прилично, уроки не прогуливаю, по улицам не болтаюсь – какие ко мне вообще могут быть претензии? Я – идеальный», – вполне серьезно заявляет четырнадцатилетний человек, которого семья с не менее серьезными основаниями считает совершенно невыносимым.
В том-то и проблема, что эти невыносимые дети – хорошие дети. И не тем они хороши, что не пьют и не колются. Тут гордиться нечем, всего лишь элементарная основа нормального поведения. Они по-настоящему хороши: любящие, умные, любознательные, с широкими интересами и желанием многого добиться в жизни собственным трудом. Вот только зачастую эти замечательные качества перечеркивают безалаберность, неорганизованность и разгильдяйство.
Но как бы все грустно ни выглядело, выход есть.

Хорош гусь!
Подростки уверены: выгоднее один раз объявить себя топографическим кретином и похвастать дырявой памятью, чем вечно за всех отдуваться

Сын пришел из школы и устроил дома раскардаш. Одна кроссовка под вешалкой, другая – под телевизором. Куртка – на стуле, джинсы – под столом. Садясь за уроки, он долго будет искать рюкзак и с удивлением найдет его на ручке входной двери. Спохватится: где же ключи? И вытащит их из замочной скважины снаружи. Выполняя уроки, решит выпить чаю, и процесс чаепития отпечатается на всех комнатах. Дверцы на кухне распахнуты, ящики выдвинуты, а заварочный чайник стоит на холодильнике, сахарница – на телевизоре, а вазочка с печеньем – на кресле. Две чайные чашки, разумеется, на письменном столе, среди тетрадок и учебников. С маминым приходом начинается привычный бой: «Я все уберу! Вот только освобожусь – и уберу! Сказано же – уберу!» Раз в месяц идеальный человек действительно принимается за грандиозную уборку и потом говорит с гордостью: «Видишь? И нечего было из пустяков проблему делать».
Но печенье на кресле и оставленные в дверях ключи – не пустяк, а симптом. Опыт свидетельствует: такие дети просто не способны собраться в назначенное время в назначенном месте, заблаговременно распределить по этапам важную работу, чтобы не хвататься за нее в последнюю ночь, запомнить, что, кому и когда обещал, внятно объяснить и спокойно найти дорогу. Этим последним недостатком чуть ли не гордятся. С пафосом произносят: «У меня топографический кретинизм!» Даже мобильный телефон, этот верный помощник в любом деле, это замечательное подспорье для удобного и четкого взаимодействия, даже мобильный телефон служит подросткам дополнительным оправданием и основанием для безалаберности.
...Они договариваются, но слушают друг друга вполуха. «Я думал: если что – перезвоню». Но когда наступает «если что» и он перезванивает, уже бывает поздно, интересное дело срывается, в результате – испорченные отношения. Если договаривается с родителями – совсем беда. Ты его битый час ждешь на сто раз обговоренном месте, а ясно солнышко только прорезалось: «Я забыл, нам на курсы записываться сегодня? Да, а во сколько? Да, а где? Да, а где это? Как, ты уже там?» Через полчаса новый звонок: «Уже выхожу». Потом крик и обида: «Но я же позвонил и предупредил!»
Конечно, от своей неорганизованности подростки сами страдают еще больше. Но манеру поведения не меняют. Почему?
Давайте подумаем вместе. Гипотеза первая: если массовая неорганизованность крайне отягощает жизнь всех, то индивидуальная неорганизованность крайне облегчает жизнь безалаберного субъекта. Это же очень удобно: не беспокоиться, не рассчитывать, не помнить, не держать в голове. Пусть беспокоятся и заботятся другие. Расшвырял – мама уберет. Запропастилась тетрадка – мама найдет. Все собрались, а ты опаздываешь: подождут. Все сами искали дорогу, а тебя за руку вели или, еще лучше, съездили вместо тебя: ты ведь недаром кричал, что у тебя топографический кретинизм. Тебе тем удобнее. С тебя взятки гладки.
Но эти крайне соблазнительные гипотетические удобства на практике плохо действуют. Опаздывают все, и топографическим кретинизмом хвастаются тоже все.
Тут вырисовывается вторая гипотеза, тесно связанная с первой. Если безалаберному подростку до поры до времени может быть очень удобно в хорошо организованном окружении, то ответственному, пунктуальному, с хорошей памятью и отличным топографическим мышлением – прямо-таки мучительно среди безалаберности. Договаривались в семь, ты и пришел в семь. И торчмя торчишь на ветру, потому что компания появится не раньше чем к восьми. И так раз за разом. Прекратить общение? А с кем останешься, все ж такие...
Надо съездить куда-то, далеко и неудобно, – кого пошлют? Тебя: у всех остальных топографический кретинизм. И завтра надо тащиться на другой конец города. Кто потащится? Опять ты: остальные заблудятся, не найдут, забудут, заведомо провалят дело.
У народной мудрости есть на этот счет много грустных замечаний: «Кто везет, того и погоняют», «Кто сам везет, тот и за двоих свезет». Вот и везет пунктуальный и организованный подросток за двоих, пока не решит, что хватит. Лучше один раз объявить себя топографическим кретином и похвастать дырявой памятью, чем вечно за всех отдуваться.
Но подросток вырастет и с тем же самым столкнется на рабочем месте. Хочется получить престижную, высокооплачиваемую работу, а память, внимание, руки, ноги спутаны отвратительной привычкой к неорганизованности. Жизнь начнет железными кулаками вбивать в молодого человека требование четкости, последовательности, ответственности и многих просто забьет. И я не вижу здесь другого выхода, как поощрять ребенка быть белой вороной, идти наперекор окружению и гордиться организованностью, которой ни у кого нет. Все хвастаются топографическим кретинизмом, а ты хвастайся, что любой закоулок найдешь, как заправский следопыт. Все сто раз переспрашивают, а в итоге все равно не запоминают, а ты говори: «Мне ничего не надо объяснять дважды».
Среди безалаберных приятелей такому ребенку будет тяжко, но родители все равно должны внушать: «Ты сейчас закладываешь основу жизненного успеха». И это действительно так. Человек, доказавший, что ему не надо объяснять дважды, не застрянет на нижних ступеньках карьерной лестницы.

Сергей КАМЕНСКИЙ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru