ШКОЛЬНОЕ ВРЕМЯ
Время – ключ ко многим вопросам и
главный наш аргумент. Надо уложиться во времени,
планировать время, нельзя убивать время… На
эффективном использовании времени многие просто
помешаны: «Время прошло, а ничего не изменилось!
Дикость!» Как будто в человеческой жизни уже не
осталось ничего вневременного.
Вот учебный процесс, непрекращающийся и
неделимый по сути, он дробится на отрезки: «до»,
«после», «между», «во время»… Этих сегментов
очень много, в них втиснуты отдельные порции
знаний, разнесены по классам и учителям. Кто, что
и когда сможет сложить из разрозненных кусочков?
Не вопрос. Вопрос: как школе работать эффективно?
как за единицу времени – за один урок – успеть
сделать как можно больше? И чтобы дети быстро,
очень быстро все делали: считали, читали, писали,
догадывались… Становились
конкурентоспособными. Именно сюда направлены
силы и деньги.
Неудивительно, что вместо критических мыслей по
поводу гонок по вертикали людей посещают мысли
попроще: хорошо учат там, где время педагога
оплачивается наличными и напрямую. Тогда минуту
учебы легко представить в денежном эквиваленте и
потребовать этой самой эффективности!
Что радует бесплатного ученика и раздражает
платного, так это время, потраченное впустую.
«Привет! – читаю электронное письмо. – Недавно у
меня был урок, на котором мы прослушивали много
диалогов с кассеты. В очередной раз удивилась,
почему такая хорошая школа с достаточно высокими
ценами не может себе позволить приобрести хотя
бы самые дешевые CD-магнитофоны? Эта тягомотина с
прокрутками в поисках нужного диалога заняла у
нас в общей сложности около пяти минут урока,
если не больше! Мало того что из этих минут потом
складываются часы, во время этих пауз
рассеивается концентрация внимания и учебный
настрой! С уважением, Ксения»
А рядом лежит список двадцати параметров, по
которым ученики массовой школы определяют
хорошую школу. Открывает список “Сокращение
учебного времени”: количества уроков в день,
длины учебной недели и четверти, отсутствие
заданий на дом или уменьшение их.
И это важный вопрос: может ли учебное время не
мешать, а помогать образовательному процессу?
Людмила КОЖУРИНА
«То, что без часов незаметно»
Как мы с ребятами осваивали основные
характеристики времени
До школы ребенок погружен в
нерасчлененное время. Его ориентация во времени
осуществляется стихийно. В школе время включено
в содержание всех без исключения школьных
дисциплин, но нигде не изучается как
самостоятельное понятие. И мы провели с младшими
школьниками несколько занятий по ключевым
характеристикам времени: последовательности,
длительности, синхронности и их соотношению.
Что после чего
…идет, следует, бывает, стоит, слышится,
случается, наступает? Для дошкольника и младшего
школьника удобным контекстом стали сказки и
фольклорные праздники. Все дети могут
представлять последовательность, состоящую из
трех–семи элементов. Но представляют они ее
циклично: прошлое-настоящее-будущее – надписи на
круглом листе.
Календари
Разглядываем словари, энциклопедии, календари
разных лет и типов: перекидной, отрывной,
табель-календарь, «вечный» календарь,
рассчитанный на 20 лет. Дети, просмотрев множество
календарей и сравнив их друг с другом, сами
замечают: «И день недели будет тот же, и число то
же, но год будет другой». Появляется вектор,
направленный из прошлого в будущее.
Одна минуточка
Субъектный опыт в этом возрасте содержит
ситуативную оценку временного интервала,
например: «одну минуточку» – в значении
«сейчас», «целый час» и «весь день» – в значении
«очень долго». Метафорическое время, как в
сказке: «долго ли, коротко ли», «быстро сказка
сказывается, да не скоро дело делается».
Тогда возьмем, например, понятие «интервал». В
опыте детей это пробел у пишущей машинки и на
компьютере, промежуток между несколькими
волнистыми линиями. В словаре это понятие
связано с установкой кольев в виноградниках,
поэтому разметку на шкале легко соединить с
представлениями детей.
Приборы
Ключевой момент в работе с длительностью – это
изготовление своих измеряющих время приборов.
Здесь, как и в работе с календарем, важен момент
«присвоения» модели. Практические упражнения
наполняют абстрактное понятие времени живым
смыслом. Мы делали песочные часы. В результате
изготовления макетов у учащихся появилось
желание сравнить длительность пересыпания песка
самодельных часов с показаниями механических
часов. Связался их субъектный опыт с
традиционным измерением времени.
Рисование синхронности
«Нарисуй то, что бывает одновременно». При этом 90%
ребят удерживают два вида собственной
деятельности, 10% – три. В жизни школьника
постоянно требуется распределение внимания
между процессами, протекающими одновременно,
например: слушать, писать и контролировать позу
при письме; бежать, соблюдая дистанцию;
танцевать, слушая музыку и чувствуя партнеров по
движению.
Что мы делаем вместе?
Пение под музыку, начало соревнований по свистку,
написание диктанта – это деятельность,
основанная на согласовании разных действий.
Развивая у детей способность работать синхронно
друг с другом как в одном действии, так и в разных
действиях, объединенных общей деятельностью,
обучая их распределять внимание между
процессами, происходящими одновременно, мы
закладывали у них представление о синхронности
(одновременности).
Живое время
Проигрываем сцены. Группа из трех или четырех
человек придумывает образ времени и
демонстрирует его остальным. После того как
просмотрены все групповые работы, проводится
обсуждение. Среди представленных образов
наиболее распространенным было движение в
заданном темпе и ритме одного или нескольких
учащихся с последующим соединением этого образа
с устройством часов. Совмещение темпов
секундной, минутной и часовой стрелок.
Искривленное время
Мы установили, что различие в субъектном опыте
детей 20–60-х гг. и детей последнего десятилетия
состоит в том, что в мифологии современного
ребенка живет идея параллельных миров, он знаком
с понятием «расширение (сжатие) времени и
пространства».
Софья ЛУЦКОВСКАЯ, психолог
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|