Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ВРЕМЯ

Время – ключ ко многим вопросам и главный наш аргумент. Надо уложиться во времени, планировать время, нельзя убивать время… На эффективном использовании времени многие просто помешаны: «Время прошло, а ничего не изменилось! Дикость!» Как будто в человеческой жизни уже не осталось ничего вневременного.
Вот учебный процесс, непрекращающийся и неделимый по сути, он дробится на отрезки: «до», «после», «между», «во время»… Этих сегментов очень много, в них втиснуты отдельные порции знаний, разнесены по классам и учителям. Кто, что и когда сможет сложить из разрозненных кусочков? Не вопрос. Вопрос: как школе работать эффективно? как за единицу времени – за один урок – успеть сделать как можно больше? И чтобы дети быстро, очень быстро все делали: считали, читали, писали, догадывались… Становились конкурентоспособными. Именно сюда направлены силы и деньги.
Неудивительно, что вместо критических мыслей по поводу гонок по вертикали людей посещают мысли попроще: хорошо учат там, где время педагога оплачивается наличными и напрямую. Тогда минуту учебы легко представить в денежном эквиваленте и потребовать этой самой эффективности!
Что радует бесплатного ученика и раздражает платного, так это время, потраченное впустую. «Привет! – читаю электронное письмо. – Недавно у меня был урок, на котором мы прослушивали много диалогов с кассеты. В очередной раз удивилась, почему такая хорошая школа с достаточно высокими ценами не может себе позволить приобрести хотя бы самые дешевые CD-магнитофоны? Эта тягомотина с прокрутками в поисках нужного диалога заняла у нас в общей сложности около пяти минут урока, если не больше! Мало того что из этих минут потом складываются часы, во время этих пауз рассеивается концентрация внимания и учебный настрой! С уважением, Ксения»
А рядом лежит список двадцати параметров, по которым ученики массовой школы определяют хорошую школу. Открывает список “Сокращение учебного времени”: количества уроков в день, длины учебной недели и четверти, отсутствие заданий на дом или уменьшение их.
И это важный вопрос: может ли учебное время не мешать, а помогать образовательному процессу?

Людмила КОЖУРИНА

Занятия по практическому времяпользованию
Когда любой опыт положительный

Все мы – я и двадцать детей – в одном классе каждый день. У меня никогда не было уроков «Сели, открыли тетради…». Мы приходим в школу и продолжаем свою работу. Уже лет пятнадцать я не планирую уроки в обычном, календарно-тематическом формате. У нас в школе проектный метод, полный день.
Перед началом занятий спрашиваю: «Какие у вас планы на сегодня?» Слушаю, участвую. В начале дня все рисуем цветок настроения – какое оно? Собираем общую картинку «Утро». Каждый может выйти и рассказать. Так же и в конце дня. Пустой тратой времени это не назовешь, потому что дети относятся с большим вниманием друг к другу.
Если с утра пришли возбужденные, уроков не начинаем. Разговариваем, играем, обсуждаем, как будем строить день. Когда читать, когда в парк, когда решать; по группам будем работать или индивидуально. Дело учителя – предлагать варианты.
Дети могут многое предложить, они за все хотят взяться. В больших проектах надо разбирать с ними шаги. Очень длинные проекты должны быть дискретными. Допустим, мы пишем «Книгу о нас». Это на целый год. Надо распределить работу. По поводу каждой содержательной единицы проекта мы обсуждаем, сколько времени можем потратить. И всегда возвращаемся к разговору: сейчас мы что делаем? а что вчера задумывали? а что будем делать в ближайшее время? Нужно стараться удержаться в рамках. Это очень трудно, в том числе и учителю, ведущему проект. Бывают просто захватывающие проекты, когда невозможно оторваться.
Этапы работы – это договоренности. Сегодня, например, у нас первый этап строительства Вавилонской башни. Спрашиваю: «Сколько времени вы будете работать?» Допустим, дети говорят, что они будут делать целый день. А ты, хотя и понимаешь, что это невозможно, говоришь: «Давайте попробуем». Через полтора часа все выдохлись. Надо обязательно обратить на это внимание: «Не рассчитали силы. Давайте впредь пытаться быть точнее».
Договариваться с детьми на самом деле очень трудно. Безумно много времени занимает этот процесс. Помню, мы потратили целый день только на то, чтобы договориться, как нам в одном помещении реализовать разные желания и интересы. Одна девочка как будто специально сопротивлялась любым решениям. И мы дружно пытались организовать работу так, чтобы ее это тоже устроило. И наконец-то договорились!
При этом совершенно ничего не успели. Время было потрачено на приобретение опыта налаживания договоров. Любой опыт положительный, если к нему обращаться снова и снова. «Вспомните, как мы с вами…»
Непродуктивных ситуаций в свободном пространстве учебы больше, чем в классно-урочном. Поэтому всегда возникает соблазн прекратить ситуацию волевым решением. Но все-таки лучше довести ее до конца. Иначе каждый раз вам придется упираться в одно и то же препятствие. Главное – не пережать.
Проектный метод – это одновременная и последовательная деятельность нескольких человек. У каждого свой темпоритм, и лучше всего учителю полагаться на интуицию, слушать детей. Если чуть затянуть – дети устанут и бросят. Учитель говорит: «Хватит. Сегодня устали. Завтра можно продолжить». Он предлагает остановиться. Дети еще не привыкли слушать себя, не всегда могут сказать о своем состоянии.
Когда я только начинала работать в проектах, сомневалась. Надо же давать материал, программа-то вперед уходит, а ты в свободном плавании с детьми лимерики обсуждаешь. Однако в ситуациях чтения или письма не по учебнику исподволь проявляются образовательные запросы детей, и мы то диктант напишем, то сочинение устроим. Я спрашиваю: «Кто хочет найти в выходные текст из книжки для диктанта?».
Но звонки! Звонки нам очень мешают. Куда идти, если работа вовсю кипит?

Елена КОРОТКОВА,
учитель начальных классов


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru