Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ВРЕМЯ

Время – ключ ко многим вопросам и главный наш аргумент. Надо уложиться во времени, планировать время, нельзя убивать время… На эффективном использовании времени многие просто помешаны: «Время прошло, а ничего не изменилось! Дикость!» Как будто в человеческой жизни уже не осталось ничего вневременного.
Вот учебный процесс, непрекращающийся и неделимый по сути, он дробится на отрезки: «до», «после», «между», «во время»… Этих сегментов очень много, в них втиснуты отдельные порции знаний, разнесены по классам и учителям. Кто, что и когда сможет сложить из разрозненных кусочков? Не вопрос. Вопрос: как школе работать эффективно? как за единицу времени – за один урок – успеть сделать как можно больше? И чтобы дети быстро, очень быстро все делали: считали, читали, писали, догадывались… Становились конкурентоспособными. Именно сюда направлены силы и деньги.
Неудивительно, что вместо критических мыслей по поводу гонок по вертикали людей посещают мысли попроще: хорошо учат там, где время педагога оплачивается наличными и напрямую. Тогда минуту учебы легко представить в денежном эквиваленте и потребовать этой самой эффективности!
Что радует бесплатного ученика и раздражает платного, так это время, потраченное впустую. «Привет! – читаю электронное письмо. – Недавно у меня был урок, на котором мы прослушивали много диалогов с кассеты. В очередной раз удивилась, почему такая хорошая школа с достаточно высокими ценами не может себе позволить приобрести хотя бы самые дешевые CD-магнитофоны? Эта тягомотина с прокрутками в поисках нужного диалога заняла у нас в общей сложности около пяти минут урока, если не больше! Мало того что из этих минут потом складываются часы, во время этих пауз рассеивается концентрация внимания и учебный настрой! С уважением, Ксения»
А рядом лежит список двадцати параметров, по которым ученики массовой школы определяют хорошую школу. Открывает список “Сокращение учебного времени”: количества уроков в день, длины учебной недели и четверти, отсутствие заданий на дом или уменьшение их.
И это важный вопрос: может ли учебное время не мешать, а помогать образовательному процессу?

Людмила КОЖУРИНА

Хронос, Логос и Танатос
Живое и мертвое слово

Сентябрь. С самого начала учебного года учитель тревожится: не хватит времени на прохождение программы. Расписание не устоялось, и не все уроки, положенные по плану, проводятся. Те, что проводятся, тоже неполноценные: не у всех учебники – «забыл», «не раздали»; или просто – «нет у меня».
В сельских школах в сентябре работа в поле. Что поделать, нужно! Городские ученики тоже не столько учатся, сколько участвуют в днях здоровья, проектных днях и неделях. Все заняты делами – важными, интересными, реальными. Но когда программу проходить? Ведь и дальше, в течение всего учебного года, в школах, особенно в хороших школах, будет постоянно что-то происходить. И опять за счет уроков!
Не удается организовать школьную жизнь так, чтобы и все уроки выдать, и интересную жизнь наладить. Неизбежно приходится жертвовать обязательными занятиями, и все прекрасно понимают: это оправданные жертвы, потому что в ходе такой работы и таланты раскрываются, и личные интересы проявляются, и реальная активность возникает. И если всерьез принимать ребенка как растущую, развивающуюся личность, его нельзя запирать в рамки расписаний и требований.
Только когда же учить? Вот дети перед уроком поссорились. Кто-то плачет, класс взбудоражен. Это ведь только неопытный педагог сделает вид, что ничего не замечает. Отреагировать необходимо! Но откликнуться на состояние класса, детей, пришедших на урок, – значит потратить время. Драгоценные минуты урока. А скоро четверть закончится, не успеешь оглянуться. Нужно отметки ставить, старшеклассников к экзаменам готовить. Вряд ли тебе будут благодарны дети и их родители, если на выпускных и вступительных экзаменах поймут: вместо знаний ты давал теплые отношения.
Есть приказы и призывы руководящих органов: образование должно ориентироваться на личность каждого ребенка. Но, простите, когда? Урок один – и либо ребенок, либо программы. И программы важнее, их исполнение проверяют. Поэтому никто и никогда не покажет проверяющим урок, на котором учитель делает выбор в пользу детей. Стыдливо скроет, что он выбирает человеческое, а не технологическое.
…Прозвенел звонок, шестиклассники уселись за парты, а один мальчик со слезами на глазах продолжал вертеться из стороны в сторону. Учительница спросила, что случилось. «У меня шапку кто-то выбросил в окно. А шапка-то новая, мама будет ругать». Учительница спросила: «Видели, кто это сделал?» Ребят пять подняли руки: «Мы видели». «Может быть, человек, выбросивший шапку, сам встанет?» Тишина. «Понимаете, – продолжает учительница, – каждый в своей жизни совершает поступки, за которые потом стыдно. Но если человек находит в себе силы признаться, да еще публично, это вызывает у людей уважение. Честное слово, я при всех пожму этому человеку руку». Класс замер. И долго-долго все сидели молча. Потом встал мальчик, примерный, очень правильный, и выдавил: «Это я». Учительница пожала ему руку и обняла. И снова прозвенел звонок.
Что за урок был? По расписанию – история. Но программу не проходили, на карту не смотрели, даты не повторяли. Правду искали. Мне и в голову не пришло, что время было потрачено впустую.
Однако нашлось немало коллег, которые увидели в моем рассказе грубый непрофессионализм: «Дело есть дело. Учеба – это работа, а во время работы некогда отвлекаться на всякие глупости». Глупости? Ну, нет!
…Перемена. Учительница спешно дописывает на доске текст контрольной работы, а в класс рвутся пятиклашки: «Можно?» – «Нет!» – «А сумку положить можно?» – «Нет». И каждый хочет удостовериться. Учительница выходит в коридор, говорит громко: «До звонка прошу не заглядывать в класс!». Возвращается к доске – и тут ей под ноги летит чья-то сумка. Вне себя от гнева, от страха не успеть учительница выкидывает сумку в окно…
Вместо контрольной в классе развивается драматическая история с сумкой. В ней участвуют: первоклассник (хозяин сумки), завуч (его мама), восьмиклассник (ее ученик), отнявший сумку и забросивший ее в класс «просто так», классная руководительница, директор. В общем, куча мала. И в самом низу учительница. Бедняга! А ведь ей просто порядка хотелось. Она спешила очень. Время хотела сэкономить.
Ох уж это школьное время! Заранее не знаешь, где найдешь, где потеряешь.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru