Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ВРЕМЯ

Время – ключ ко многим вопросам и главный наш аргумент. Надо уложиться во времени, планировать время, нельзя убивать время… На эффективном использовании времени многие просто помешаны: «Время прошло, а ничего не изменилось! Дикость!» Как будто в человеческой жизни уже не осталось ничего вневременного.
Вот учебный процесс, непрекращающийся и неделимый по сути, он дробится на отрезки: «до», «после», «между», «во время»… Этих сегментов очень много, в них втиснуты отдельные порции знаний, разнесены по классам и учителям. Кто, что и когда сможет сложить из разрозненных кусочков? Не вопрос. Вопрос: как школе работать эффективно? как за единицу времени – за один урок – успеть сделать как можно больше? И чтобы дети быстро, очень быстро все делали: считали, читали, писали, догадывались… Становились конкурентоспособными. Именно сюда направлены силы и деньги.
Неудивительно, что вместо критических мыслей по поводу гонок по вертикали людей посещают мысли попроще: хорошо учат там, где время педагога оплачивается наличными и напрямую. Тогда минуту учебы легко представить в денежном эквиваленте и потребовать этой самой эффективности!
Что радует бесплатного ученика и раздражает платного, так это время, потраченное впустую. «Привет! – читаю электронное письмо. – Недавно у меня был урок, на котором мы прослушивали много диалогов с кассеты. В очередной раз удивилась, почему такая хорошая школа с достаточно высокими ценами не может себе позволить приобрести хотя бы самые дешевые CD-магнитофоны? Эта тягомотина с прокрутками в поисках нужного диалога заняла у нас в общей сложности около пяти минут урока, если не больше! Мало того что из этих минут потом складываются часы, во время этих пауз рассеивается концентрация внимания и учебный настрой! С уважением, Ксения»
А рядом лежит список двадцати параметров, по которым ученики массовой школы определяют хорошую школу. Открывает список “Сокращение учебного времени”: количества уроков в день, длины учебной недели и четверти, отсутствие заданий на дом или уменьшение их.
И это важный вопрос: может ли учебное время не мешать, а помогать образовательному процессу?

Людмила КОЖУРИНА

Нельзя тратить урок на разговоры, не относящиеся к делу!

Недавно учителей района собрали для проведения дискуссии на тему «Две возможности использования времени урока, которое обычно тратится впустую». Справедливо было сказано, что время – это деньги образования. Их можно инвестировать в деятельность, способствующую повышению успеваемости, а можно разменять их на бесполезные мелочи или на ожидание. И нам предложили высказаться о том, как сберечь время урока и за счет этого повысить эффективность занятия.
Конечно, говорили о том, что надо строже планировать ход урока: оргмомент – 2% учебного времени, мотивация темы – 3%, контроль исходного уровня знаний – 15%, самостоятельная работа – 20% и так далее. И все же утечки времени не избежать. Всегда в классе чего-то или кого-то ждут: опаздывающего с исполнением работы ученика, отвечающего у доски, раздачи учебных материалов или своей очереди отвечать. Учебный процесс приостанавливается, и это нетерпимо.
Надо стараться использовать для учебы и пустые минуты. Учителю стоит только проявить творческую инициативу. Мой метод, дающий немалую пользу, состоит в следующем: вы обращаетесь с вопросом ко всему классу или группе учащихся, каждый из которых должен сформулировать свой ответ. Этот метод резко отличается от другого, когда вызывают ученика по имени и лишь затем задают вопрос. В результате думает над вопросом, как правило, только этот ученик, а остальные вообще ни о чем не думают. Да и зачем напрягаться? “Попался голубь – ты и отвечай”. Урок пройдет гораздо продуктивнее и принесет больше пользы, если задать вопрос не одному ученику, а всему классу.
Экономит драгоценное время урока и сигнальная система ответов. Например, вы спрашиваете всех о четырех свойствах какого-либо явления и говорите: «Если вы вспомните только одно свойство, поднимите один палец; вспомните два свойства – поднимите два пальца...» Или так: «Прочтите высказывание и решите, правильное оно или неправильное. По моей команде покажите мне пальцами плюс или минус». Так же можно работать с тестами: покажите пальцами верный номер ответа. Конечно, для поднятия успеваемости в классе за счет эффективного использования учебного времени этого мало. Нам всем надо искать методы, которые позволят извлечь учебную пользу из времени, которое обычно теряется впустую. Тогда ученики ответят вам максимальной активностью на уроке и успешной учебой.

Вера СЕМЧЕНКО
Омская область


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru