Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/2005

Первая тетрадь. Политика образования

«ОТ 14 до 30...»

Молодежный стандарт
Министерство образования и науки представило свой второй – после
“Приоритетных направлений развития образования” – масштабный политический документ

Этот документ называется Стратегия молодежной политики РФ. В отличие от “Направлений” она призвана навести порядок в сфере, прежде не избалованной вниманием государства. Все пятнадцать лет существования России молодежи отводились лишь отдельные статьи в законах общего характера. Закон “О молодежной политике” так и не был принят Госдумой. Предыдущий правительственный документ разряда нынешней Стратегии был “зарублен” Минэкономразвития как неэффективный. Власти всех ветвей и уровней действовали в отношении молодежи по принципу “кто в лес, кто по дрова”.
Стратегия призвана задать единый федеральный стандарт молодежной политики, ключевые принципы решения многочисленных проблем молодежи. Однако все это лишь инструменты достижения цели Стратегии. Она обозначена широко: “задача социально-экономического развития России”.
“Через 10 лет сегодняшние молодые люди станут основным трудовым ресурсом страны”, – говорят авторы Стратегии. Действительно, если сейчас из 1000 жителей России нетрудоспособны 567, до в 2016 году, по прогнозам Росстата, работать не смогут уже 709. А те триста работающих и есть нынешняя молодежь. Фактически ей придется содержать две трети населения страны, от нее будет напрямую зависеть культурный, социальный и экономический уровень России. При этом, исходя из нынешних реалий, понятно, что возможностей самореализоваться, чтобы стать тем самым “трудовым ресурсом”, у молодежи катастрофически не хватает. Не случайно:
– среди молодых людей высок уровень безработицы – 6,4%;
– 54,7% преступников – в возрасте от 14 до 29 лет, что вдвое превышает долю этой возрастной группы среди населения;
– около 80% наркоманов и ВИЧ-инфицированных – люди не старше 30 лет.
Вторая, подчиненная задаче “социально-экономического развития” цель Стратегии – “обеспечить переход к самоорганизации общества”, воспитать людей, готовых в этом самоорганизующемся обществе жить. Здесь тоже имеются серьезные проблемы:
– лишь 33% молодых россиян интересуются политикой;
– только 2,7% участвуют в деятельности общественных организаций;
– зато 51% одобрили бы решение о депортации из РФ отдельных национальных групп.
Впрочем, авторы Стратегии оптимистично предполагают, что вскоре “жизнь молодого человека не будет развиваться линейно: от основного образования к профессиональному, от учебы к работе, от жизни в родительском доме к созданию собственной семьи. Новые условия потребуют мобильности, поиска нестандартных вариантов построения своей жизни”.
Однако чиновники тут же оговариваются: очевидно, что молодежь к этому не готова.
Что же предлагают авторы Стратегии, чтобы выправить ситуацию?

Первый ход – в идеологии, точнее, в ее отсутствии. Стратегия очищена от всякой идеологической нагрузки. Государственно-патриотическая линия проведена в ней почти незаметно. Лейтмотив Стратегии – установка на успех. “Не важно, – говорят авторы, – где ты живешь, кто твои родители. Мы даем тебе шанс на успех, твой личный успех. И тогда из множества частных успехов сложится общее благополучие страны”.
Второй ход – в единстве молодежной политики на всей территории страны. И в идеологическом, и в финансовом плане. Пока же, например, в Республике Северная Осетия – Алания на нее тратят рубль восемьдесят копеек в пересчете на одного человека, в ХМАО – триста рублей, о равенстве говорить не приходится.
Третий ход – политика приоритетов. Чиновники Мин-
обрнауки честно признают, что денег всем и на все не хватит, поэтому нужно сосредоточить все ресурсы на нескольких приоритетных направлениях.
Отсюда неизбежно появляется четвертый ход. Молодежная политика мыслится как совокупность проектов: от общегосударственных, которые задают общие рамки, до конкретных проектов молодежных организаций, которые составляют ее содержание.
При этом государство действительно намерено определять молодежную политику лишь “в общих чертах”. Здесь возникает пятый ход – государственно-общественный характер управления, разграничение компетенций: мы вам – общую идею и средства, вы нам – практическую работу в заданных рамках.
Финансово-экономический инструмент реализации стратегии – федеральная целевая программа “Молодежь России”, действующая во всех субъектах РФ.
В нее входят девять приоритетных проектов:

“Российская молодежная информационная сеть”. Популярные радиостанции FM-
диапазона, интернет, пресса и телевидение, операторы сотовой связи объединятся, чтобы информировать молодежь о “возможностях организации своей жизни в обществе”.

“Новый взгляд”. Планируется запустить масштабный проект социальной рекламы, чтобы пропагандировать толерантность, любовь к Родине, активную гражданскую позицию, здоровый образ жизни, семейные ценности и т.д. Осуществляться этот проект будет силами молодежных организаций.

“Молодежь в действии”. В рамках этого проекта получат поддержку разнообразные инициативы молодежи, будут устроены клубы и прочие места, где можно с толком провести свободное время.

“Всероссийский стройотряд”. Фактически это служба молодежной занятости в масштабах страны. Те, кого из-за возраста или отсутствия квалификации не берут на постоянную работу, смогут попробовать себя в студенческих трудовых отрядах и других организациях похожего профиля.

“Завтра начинается сегодня”. Этот проект предназначен начинающим общественникам и политикам. Для них – программы развития лидерства, самоуправление молодежи и т.д.

“Успех в твоих руках”. В рамках этого проекта получат поддержку молодые предприниматели, продвигающие нестандартные технологии и продукты.

“Доброволец России”. Молодые люди будут помогать людям, “оказавшимся в трудной жизненной ситуации”.

“Шаг навстречу”. То же добровольчество, только в более узких рамках – социальная помощь выпускникам детских домов и коррекционных школ, освободившимся несовершеннолетним заключенным.


“Вместе”. Проект, направленный на то, чтобы инвалиды и молодежь, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации, не оставались “за бортом” жизни общества. Этих людей будут привлекать в молодежные организации и трудоустраивать.
Общая идея всех проектов – “привлечение граждан к решению собственных проблем”. Плюс сокращение “излишних” финансовых нагрузок на социальную сферу за счет опережающей профилактики социально опасных явлений.
Исполнением Стратегии будет управлять общественно-государственный Совет, в составе которого – политики, бизнесмены, общественные деятели. Совет будет на конкурсной основе отбирать головных исполнителей для всех девяти проектов. Они в свою очередь выберут исполнителей в регионах, которые, собственно, и будут проводить конкретные работы. За всей этой структурой будут следить независимые оценщики.
Еще одно новшество – грантовый принцип финансирования молодежной политики. Чтобы его реализовать, придется проводить через Думу специальный закон, потому что пока слово “грант” есть лишь в трех нормативных документах федерального уровня, и то, как признают авторы Стратегии, случайно.
Общий объем финансирования Стратегии пока не определен, но его легко можно вычислить. В документе записано, что молодежь – это все россияне в возрасте от 14 до 30 лет. Таких в стране около 30 миллионов. Планируется, что так или иначе в проектах, предусмотренных Стратегией, будут участвовать 30% из них, то есть 9 миллионов молодых людей.
При этом авторы Стратегии отмечают, что в эффективных молодежных программах сумма затрат на одного участника – от 2400 до 4000 рублей в год.
Если на каждого из 9 миллионов потратить 4000 рублей, годовое финансирование Стратегии составит около 1 миллиарда долларов. При этом лишь 20% этой суммы возьмет на себя федеральный бюджет, а 80% – бюджеты регионов.
В итоге, инвестировав в молодежь с 2006 по 2016 год около 10 миллиардов долларов, авторы надеются на весьма скромный результат: “повышение вклада молодых людей в развитие страны и улучшение положения молодежи в обществе”.
Оценивать эффективность Стратегии предлагается по специальному Индексу развития молодежи. В нем три критерия:
– здоровье (показатель смертности среди молодежи);
– образование (грамотность, охват образованием, показатели ЕГЭ);
– доходы молодежи.
Впрочем, какой прирост доходов или какие результаты единого экзамена считать достаточными, чтобы говорить об эффективности молодежной политики, пока вопрос открытый.

Василий КРАЮХИН


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru