Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ПОВЕСТКА ДНЯ

Новые инициативы власти вряд ли улучшат положение педагогов
Профсоюз работников образования и науки предлагает альтернативный правительственному вариант повышения зарплаты

12 октября пройдет Всероссийская забастовка работников образования, здравоохранения и культуры. В минувшие выходные президиум ЦК профсоюза работников народного образования и науки обсудил подготовку к забастовке. Этот же вопрос стоял на повестке дня заседания Совета Ассоциации профсоюзов непроизводственной сферы.
Какие требования выдвигают представители профсоюзов на этот раз? Что предлагается изменить в политике государства по отношению к учительству? На эти и другие вопросы отвечает председатель профсоюза работников народного образования и науки РФ Галина Меркулова.

– Предстоящая акция знаменует собой третий этап всероссийских коллективных действий профсоюзов работников непроиз-
водственной сферы. Какие задачи ставят перед собой профсоюзы на этом этапе?
– Напомню, что первая акция протеста состоялась в июне 2004 года. Это была попытка противостоять принятию 122-го закона. Вторая прошла 20 октября того же года.
Естественно, основные требования организаторов и участников всех акций – увеличение зарплаты. Причем профсоюз, устраивая забастовки, стремится не только исправить последствия правительственных решений, но и прогнозировать ситуацию. Потому что предлагаемая правительством индексация зарплаты всякий раз оказывается недостаточной: она не компенсирует инфляцию и рост прожиточного минимума.
Например, правительство планировало увеличить зарплаты работников образования на 20% до мая 2005 года. Но нам удалось добиться, чтобы двадцатипроцентное повышение случилось уже в январе, а с сентября зарплаты педагогов увеличились еще на 11%. Сегодня мы настаиваем, что до конца года необходима еще прибавка на 10–12 процентов. Так, чтобы индексация за год достигла 50 процентов.
Почему мы столь жестко настаиваем на этих мерах?
Конечно, зарплаты в первом полугодии увеличились на 20%. Но одновременно были отменены региональные надбавки, сократился надтарифный фонд, из-за сокращения классов уменьшилась учебная нагрузка педагогов. В итоге среднемесячная начисленная заработная плата учителей в первом полугодии выросла по регионам только на семь–шестнадцать процентов! При этом тарифы на коммунальные услуги увеличились в среднем по России на 29%, а в отдельных регионах – вполовину! Значит, реальная зарплата учителя осталась на прежнем уровне либо уменьшилась. И это при том, что в некоторых территориях до 70% своего жалованья педагоги тратят на квартплату. А иногда и все заработанные средства.
– Похоже, аналогичная ситуация ожидает нас и в следующем году. Вместе с проектом федерального бюджета на 2006 год правительство внесло в Думу предложения об индексации ставок (окладов) ЕТС в среднем на 20% в три этапа. Как вы относитесь к этой перспективе?
– Наши расчеты красноречивее любых слов. В случае реализации этих предложений в 2006 году тарифные ставки педагогических работников, имеющих 8–14-й разряды, увеличатся с марта 2006 года на 129–215 рублей, с мая – на 84–133 рубля, с сентября – на 121–209 рублей.
Кроме того, предполагается сжатие ЕТС и дальнейшее сокращение дифференциации в оплате труда в зависимости от уровня квалификации работников.
– Так, может, все дело в ЕТС, от которой многие специалисты рекомендуют отказаться в пользу отраслевой системы оплаты труда?
– Когда в 1992 году была принята ЕТС, мы расценивали это нововведение положительно, поскольку дифференциация между первым и 18-м разрядами составляла один к 10,07. А сегодня – один к 4,5. Поэтому сейчас правомерно говорить не о кризисе ЕТС, а о кризисе социальной политики правительства, которое все эти годы сжимало ЕТС. Навязывается мнение, что с переходом на отраслевую систему оплаты труда мы решим все проблемы. Не решим, если не вложим достаточно средств.
Есть и другая сторона проблемы. В соответствии с ЕТС получают зарплату 15 миллионов бюджетников. Из-за этого на любую, даже самую незначительную, индексацию требуются колоссальные средства.
Поэтому, на наш взгляд, необходим федеральный закон об отраслевой системе оплаты труда, устанавливающий единые федеральные гарантии минимальной оплаты труда по каждой профессионально-квалификационной группе работников и учитывающий особенности труда в отрасли.
Дело в том, что российские учителя живут в разных регионах – богатых и дотационных. А требования к ним предъявляются единые – выполнение федерального компонента стандарта общего образования. Поэтому мы настаиваем на единообразии в оплате труда учителей, на общей методологии расчетов.
– Кто, по-вашему, должен заниматься разработкой этой методологии?
– Раньше эту задачу выполняло Министерство образования. Однако из функционала нового ведомства исключены вопросы оплаты труда работников учреждений, финансируемых как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов. И активной позиции нового руководства в решении этого вопроса мы не видим.
– Давайте вернемся к индексации зарплаты в 2006 году. По вашим оценкам, справятся ли с ней регионы? И какова ситуация с зарплатой на сегодняшний день?
– Первый позитивный момент – практически отсутствует задолженность. По данным на 1 августа 2005 года, она составляла 271,4 млн рублей. В прошлые годы долги государства учителям достигали миллиардов и триллионов (в неденоминированных рублях).
Кроме этого в нынешнем году почти во всех регионах педагоги вовремя получили отпускные. Это произошло благодаря Федеральному закону № 123, который восстановил ответственность государственных органов власти субъектов РФ за финансирование зарплаты учителей и других работников муниципальных общеобразовательных учреждений. За введение этого закона профсоюз боролся три года.
Теперь про индексацию. Каждый раз, добиваясь, чтобы учительскую зарплату увеличили больше, чем предлагает правительство, мы одновременно настаиваем на выделении из федерального бюджета трансфертов дотационным регионам. Иначе это повышение останется на бумаге.
– Почему правительство не согласовало свои предложения насчет индексации на 2006 год с Российской трехсторонней комиссией (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений и с представителями профсоюзов работников непроизводственной сферы?
– И РТК, и Совет ассоциации были настроены на продолжение взаимных консультаций и встреч. Однако с середины июля правительство прекратило переговоры с представителями профсоюзов работников непроизводственной сферы. И мы начали консультации с Администрацией Президента РФ и депутатами Госдумы. В частности, мы провели две встречи с председателем Комитета по труду и социальной политике Госдумы Андреем Исаевым, с председателем нижней палаты парламента Борисом Грызловым и его заместителем Вячеславом Володиным. Нас обнадеживает тот факт, что все наши инициативы пока находят понимание как у руководства Госдумы, так и в Комитете по образованию и науке.
Все они выразили готовность рассмотреть возможность реализации этих инициатив при обсуждении проекта федерального бюджета на 2006 год.
– Пожалуйста, расскажите подробнее, в чем заключаются ваши предложения.
– Прежде всего взамен правительственной индексации заработной платы работников образования на 20% в три этапа мы предлагаем индексацию на 50 процентов. Депутаты Думы, как нам стало понятно в ходе консультаций с представителями фракции “Единая Россия”, пытаются добиться индексации зарплаты бюджетников с мая 2006 года хотя бы на 37,5% без изменения межразрядных коэффициентов ЕТС. То есть в соответствии с предусмотренной законом индексацией МРОТ. В случае положительного решения можно будет компенсировать хотя бы переход на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг населению с 1 января 2006 года.
Еще хотелось бы сказать несколько слов об инициативах президента, высказанных им пятого сентября нынешнего года. Речь идет об увеличении доплат за классное руководство и десяти тысячах грантов для лучших учителей. Улучшит ли это качество и доступность образования, решит ли его кадровые проблемы, повысит ли статус учителей? Нам кажется, что предложенные президенту Министерством образования и науки РФ инициативы вряд ли решат хотя бы одну из перечисленных задач.
Судите сами: доплаты за классное руководство получат не более половины от общего числа педагогов. Причем эта мера практически не затронет молодых специалистов, которым, как правило, классное руководство не доверяют.
Что же касается грантов для 10 тысяч учителей, то пока совершенно неясно, как их будут выбирать из полутора миллионов российских педагогов. Мы опасаемся, что отбор будет вестись по формальным показателям – чьи ученики лучше сдали ЕГЭ, у кого больше отличников, – и это спровоцирует новую волну процентомании.
Взамен столь непродуктивной политики мы предлагаем другую, которая поможет и привлечь в школу молодых специалистов, и поддержать опытных. Для всех категорий педагогов нужно ввести надбавки за непрерывный стаж работы. У медиков такая система действует с 70-х годов. Скажем, за стаж до двух лет – доплата 30%, от двух до пяти – 40%, далее – 50%.
По предварительным подсчетам, на эти цели потребуется 22,7 миллиарда рублей. Мы понимаем, что это очень большая сумма, и поэтому предлагаем вводить данную систему поэтапно, например, в течение трех лет.
Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы направил в адрес В.В.Путина письмо, в котором выразил неудовлетворенность тем, как правительство выполняет поручение президента. Напомню, президент предложил увеличить зарплату учителей к 2008 году в два раза в номинальном исчислении, в полтора раза – реальном. Эксперты профсоюза подсчитали, что в случае реализации правительственных предложений в 2008 году номинальная заработная плата в образовании составит не более 62–63% от средней зарплаты по стране. Такое же соотношение было в 1998 году.
– Как вы относитесь к предложениям реформаторов решать накопившиеся в отрасли проблемы за счет внутренних резервов: сокращения сети учреждений, штатов, численности работников?
– Резко отрицательно. Кадровые проблемы в сфере образования нарастают с каждым годом. По данным на первое сентября, в некоторых территориях имеется по 500–600 учительских вакансий. С лета остались незанятыми около тысячи бюджетных мест в педвузах. И если отношение правительства к педагогам не изменится, если их заработная плата не будет гарантировать достойный уровень жизни, в ближайшем будущем учить наших детей будет некому.

Беседовала
Ольга ДАШКОВСКАЯ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru