Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N48 
СЮЖЕТЫ 

Алексей МИТРОФАНОВ

Конфуз летчика Уточкина

Первое же знакомство богородских жителей с воздушным транспортом произошло при, мягко говоря, скандальных обстоятельствах.

В 1910–1911 годы популярный летчик Уточкин систематически совершал этакие демонстрационные полеты по российским городам. Не обошел он вниманием и Богородск. В намеченный день с раннего утра жители города высыпали на поле – ждать аэроплан. Все с напряжением глядели в сторону Москвы. Однако Уточкин задерживался.
Один из современников, Л.А.Терновский, сообщал: “Уже в три часа утра весь город был на поле, в домах остались только куры и цепные собаки. Все от мала до велика пришли встретить прославленного русского авиатора, приветствовать его и выразить свое искреннее восхищение.
Огромная толпа напряженно всматривалась в сторону Москвы, в туманную, синеватую даль. День, на счастье, после целой недели дождей, выдался на славу.
Время было уже к обеду, а летчика еще видно не было. То тут, то там было слышно, как урчат желудки. Кое-кто посмелее побежал было обедать, да вернулся – убедили, что не стоит, а то “пролетит и не увидишь”.
Ближе к обеду предприимчивые коммерсанты вынесли на поле всяческие яства. Разумеется, не обошлось без горячительных напитков. Уточкин однако же не появлялся.
“Все терпеливо ждали и заглушали в себе чувство проснувшегося голода. На поле приехали мороженщики, булочники, торговки с квасом, печенкой, семечками, леденцами и яблоками. Даже самовары принесли. Заиграли в разных местах гармошки, кое-кто уже все же сбегал пообедать, кое-кому принесли. Поле кипело жизнью и кишело народом. А там – вдали, за зубцами отдаленного леса, в синеве небес все было спокойно по-прежнему.
– Ты не обедал? – задавал кто-то вопрос.
– Да нет, боюсь пролетит, а ждать да ждать – смерть.
– Уж лучше бы он и не прилетал, ну его к шуту, народ только баламутят. Стой здесь целый день как проклятый...
– Да, задал уж заботу, чтоб ему ни дна ни покрышки.
– Пойдем домой, – уговаривал какой-то скептик в белой рубашке и плисовых портках, – авось и без нас пролетит, эка невидаль.
– Иль ошалел, – отвечал рыжий, как медный поднос, парень, – целые, можно сказать, сутки жду и на-поди.
Толпа на поле шумела, галдела, играла, пела и ругалась. Лаяли собаки, кричали ребята. Солнце начало уже склоняться к западу, и, чем позднее становилось, тем нетерпение росло, а желание увидеть во что бы то ни стало приковывало к месту, отгоняя и голод, и усталость. К вечеру кто-то напился и лежал с недожеванным бутербродом, равнодушный ко всему. Не обошлось и без драк”.
Словом, про виновника этого торжества уже забыли. Но на утро однако же вспомнили вновь: “Едва ночь прошла и забрезжил рассвет нового дня, поле стало опять многолюдным и опять все смотрели вдаль и искали глазами долгожданного авиатора.
– Вот нагрешник-то, не было печали, так черти накачали, – ворчали ожидающие.
– Может, он и не вылетал, а пьянствовал вчера, как мы, грешные – так, только народ обманывают.
– За чем только полиция смотрит, – ворчали другие, – всех отняли от работ, жди здесь какого-то Уточкина – Курочкина, а на кой черт он нам нужен. Ему хорошо, он поплевывает себе сверху-то, а нам каково.
– Летит, летит, – вдруг послышалось откуда-то со стороны. Все бросились вперед, толкали, сшибали друг друга, опрокинули тележку с ребенком, перевернули жаровню с печенкой, раздавили собачонку.
– Где, где? – спрашивали друг друга, но никто не отвечал, так как никто ничего не видел.
– Обманывают, черти, – злились и ругались кругом, – им шутки, а тут вон баба воет, да и кутьку раздавили.
Толпа долго не успокаивалась, кто-то утешал пострадавшую бабу, кто-то жевал подобранную печенку, кто-то смеялся, а кто-то чуть ли не плакал. Тоска захватила всех, и уверенность увидеть Уточкина у всех пропадала. Уйти же домой никто не решался, так как жалел пропущенное время. Долго еще ждали. Стал накрапывать дождь, прогремел где-то вдалеке гром”.
И вдруг вконец измотанные обыватели увидели далеко в небе самолетик. Их реакция была, в общем, вполне закономерная: “Все сначала окаменели, а потом ринулись навстречу пилоту, потрясая кулаками, готовые растерзать виновника их долгого ожидания.
Вот уже слышен шум пропеллера. Аппарат плавно опускается. Толпа как будто только этого и ждала. Град камней, калош, кусков земли и отборной ругани “от всего русского сердца” полетел навстречу пилоту. Тут сказалось все: и досада, и радость, и месть за долгое ожидание.
Опытный пилот молниеносно принял нужное решение. Уточкин дернул штурвал на себя, совершил круг над полем и, развернувшись, полетел назад.
“– А, паршивый черт, испугался, голодранец, измучил народ, а не смущается. – И опять ругань, свист вдогонку пилоту.
– Держи его, лови, бей, кроши, – кричал народ и долго бежал за аппаратом.
Аэроплан тем временем поднимался все выше и выше. Шум пропеллера утихал, и поле все пустело и пустело в надвигающихся сумерках”.
Долго еще обманутые жители выкрикивали в воздух страшные ругательства. Однако тот, кому они предназначались, ничего уже не слышал. Прославленный пилот, бесстрашный летчик Уточкин уверенной рукою направлял свой аппарат навстречу новым приключениям.

* * *

Впрочем, уже в 1912 году жители Богородска были с авиацией, что называется, на ты. И перелет по маршруту Москва – Богородск – Орехово-Зуево прошел без сучка без задоринки. Газета “К спорту” сообщала: “Призы распределяются так: от Богородско-Глуховской мануфактуры первому прилетевшему в Богородск 500 руб. и от мануфактуры С.Морозова 500 руб. – первому прибывшему в Орехово-Зуево. Игра стоит свеч, и летчики готовятся в далекий и, главное, холодный путь...
В Богородске. Громадная толпа народа – несколько тысяч человек – ждут прибытия аппаратов. Разведены костры. На приготовленной для спуска площадке разостланы простыни. Полный порядок. Уже получены сведения, что летчик вылетел из Москвы и теперь близ Богородска. Все всматриваются по направлению к Москве, и через несколько минут ожидания в воздухе обрисовывается красивый и мощный силуэт “Ньюпора”. Еще несколько мгновений, и громадная стальная птица опускается на приготовленное место”.
На сей раз калошами никто не кидался.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru