Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N48
 

Алексей МИТРОФАНОВ

Все о городе Ногинск

У Ногинска есть два исторических центра – бывший уездный город Богородск и бывший промышленный поселок Глухово. Больше того, у Ногинска два названия. В ходу и старое, еще дореволюционное, и современное, советское по своему происхождению. Впрочем, здесь можно наблюдать не только мирное и трогательное сосуществование имен – казалось бы, антагонистов. Тут, к примеру, мирно уживаются и два герба – тоже дореволюционный и советский, а в обильнейшей наглядной агитации активно соревнуются два пафоса – капиталистический и социалистический.
Конечно, все это сейчас присуще и России в целом. Но здесь, в маленьком и уютном городе Ногинске, доза особо концентрированная. В результате появляется довольно неожиданный эффект – оба пафоса выглядят очень несерьезно.
Турист, приехавший в Ногинск, вообще теряет ощущение реальности. Он, например, идет по главной улице (до сих пор носящей имя III Интернационала) и вдруг в самом центре города встречает маленькую дощечку с надписью: “Ногинск”. И больше ничего. Что это? Напоминание забывчивым туристам? Или же проявление патриотизма жителей?
На обычном рейсовом “лиазовском” автобусе, по обе стороны от номера, там, где положено указывать конечные пункты маршрута, значатся все те же самые “Ногинск – Ногинск”. У продуктовой палатки вертится бездомный пес – чистокровный красавец-ротвейлер. Но ведь так не бывает! Однако, пожалуйста, вот он.
На одном из домов (все на той же улице III Интернационала) висит мемориальная доска: “В этом доме жил заслуженный артист России, писатель и драматург Теодор Лондон”. Мало кому известен этот деятель искусства, и доска, конечно, смотрится очередным витком ногинской мистики.

КНИГИ

Альманах “Богородский край”

“Кустарный промысел был развит не только в сельской местности. Так, в самом Богородске уже в конце XVIII века работали позументщики, колесники, «шелковые и медные мастера», красильщики и обязательные в каждом городе портные и сапожники.
Целый ряд правительственных указов второй половины XVIII века способствовали расцвету крестьянской промышленности, в это время были сняты всякие препятствия в создании предприятий и вообще любой предпринимательской деятельности. Указом от 6 мая 1784 года местным властям предлагалось усиленно поощрять местную промышленность: “...желали бы мы... чтоб наши генерал-губернаторы и прочие начальствующие... поощряли и склоняли торгующих в губерниях к размножению всякого внутреннего торгу, употребляя всевозможные средства и советы к склонению людей обрабатывать более свои внутренние произрастания и заниматься устроением небольших заводов, фабрик и сколько можно особливо частных рукоделий и станов... и снабжая таким образом собственным своим рукоделием разные города и уезды, чем гораздо может уменьшиться надобность в иностранных товарах”.
Именно с этого времени в нашем крае стали возникать одно за другим мелкие крестьянские текстильные заведения. Уже в 1787 году в описании городов Московской губернии о крестьянах сообщается, что «они более упражняются в ремеслах и рукоделиях, нежели в хлебопашестве», а в Богород-
ском уезде “фабрик... шелковых платошных, принадлежащих крестьянам, – 70...”».
Увы, некогда славное богородско-ногинское краеведение в наши дни переживает спад (надеемся, что временный). Однако на страницах альманаха “Богородский край” можно найти немало интересного.

Протоиерей Олег Пэнэжко.

Ногинск (Богородск).  Храмы Ногинского района

Владимир, 2004

“В каменных четырехэтажных казармах (предположительно... построенных архитектором А.М.Марковым) были общежития для вновь поступивших рабочих. Казармы были оборудованы вентиляцией, канализацией, воздушным отоплением. При казармах были прачечные и столовые. Если рабочий проявлял себя с лучшей стороны, то вскоре он получал на фабрике ссуду и мог построить собственный дом или получить отдельную квартиру в доме на 4 семьи. От нерадивых рабочих избавлялись. Так, Анатолий Железняков – “матрос Железняк, партизан” из песни про Гражданскую войну – был выгнан отнюдь не за революционную агитацию, а за пьянки и дебоширство”.
Эта книга, строго говоря, посвящена церквам города и района. Но, не ограничиваясь этими строгими рамками, автор сообщает нам немало любопытного из светской жизни Богородска.


МНЕНИЯ 

“Богородск – безуездный город Московской губернии, прежде назывался селом Рогожи ведомства Ямской канцелярии, лежит под 55° 45” северной широты и под 56° восточной долготы на реке Клязьме по течению ее на правой стороне, расположен продолговатою четырехугольною фигурою, длиною на 1 версту 195 саженей, расстоянием от Санкт-Петербурга в 777, от Москвы в 50 верст, в оном же одна церковь во имя Богоявления Господня с приделом чудотворца Николая, прежде бывшие присутственные места, городская школа, винной и соляной амбары, все деревянные. Домов дворянских 2, священнических и церковно-служительских 5, разночиннеческих 4, купеческих 28, мещанских 11, кузнеца 1, жителей вообще мужеского пола 306, женского 253. Бывают две годовые ярмарки мая 9 и декабря 6, на которые крестьяне привозят разные съестные припасы, и купцы торгуют мелочным товаром. Герб города – в нижней половине щита под губернским – инструмент, которым навивается шелк, в золотом поле, в знак шелковых фабрик, находящихся около него”.

Географический словарь Российского государства, 1801 год

Об архитектурном оформлении домов можно сказать немногое – недостаток средств здесь сказывается в первую очередь. На помощь приходит белый (гжельский) кирпич, дающий в комбинации с красным более или менее приемлемые решения. Из-за недостатка средств, вопреки пожеланиям Строительного комитета Моссовета, приходится отказываться от штукатурки фасада, причем членение его делается большей частью вертикальное, вопреки принятым в Москве горизонтальным тягам. Верхняя часть выступов – парапеты трактуются иногда в стиле плохого довоенного “модерна” с различными выгрызами и рожками. Последнее нужно отнести отчасти за счет низкой квалификации производителей работ, лишенных надлежащего архитектурного надзора, отчасти за счет местного «улучшения» типовых проектов при составлении рабочих чертежей.

С.Покшишевский, инженер, 1929 год

“Лавки, дома купцов, церкви и кабаки в центре, низкие покосившиеся избенки на окраинах – такую картину представлял наш город до Великой Октябрьской революции. Это был типичный для царской России старый уездный городишко. Осенью и весной немощеные улицы Богородска покрывались грязью. Вечерами по ним трудно было пройти: центр города освещался керосиновыми лампами, а на окраинах грязь и темнота.
Темнота… Это было характерно не только для внешнего облика города, но и для всего уклада его жизни…
Не щадя, “глотали” темных, обездоленных людей пропасти кабаков и церквей… Тяжка и беспросветна была жизнь трудового народа в дореволюционном Богородске”.

Газета “Знамя коммунизма”, 1957 год

ЛЕТОПИСЬ 

1389
1506
1781
1784
1830
1842
1855
1873
1877
1885
1893
1896
1897
1898
1900
1915
1918
1924
1929
1930

– в духовной грамоте Дмитрия Донского впервые упомянуто село Рогожи.
– село Рогожи преобразуется в одноименную ямскую слободу.
– село Рогожи (к тому времени – Старый Рогожский Ям) становится уездным городом Богородском.
– утвержден генеральный план застройки Богородска.
– в Богородске основывается морозовское красильно-белильное производство.
– Морозовское производство переносится в Глухово.
– Захар Саввич Морозов учредил компанию Богородско-Глуховской мануфактуры.
– на Глуховской фабрике произошли первые рабочие волнения.
– в Богородске открыт Городской ночлежный дом.
– к городу подведена железнодорожная ветка, соединившая его с Московско-Нижегородской железной дорогой.
– в штат Глуховской мануфактуры принят Виктор Павлович Ногин.
– в Богородске открывается шелкоткацкая раздаточная контора Г.И.Титова.
– в Богородске открывается шелкоткацкая ленточная фабрика П.А.Рамфта.
– в Богородске открывается шелкоткацкая фабрика В.Т.Шалаева.
– на Глуховской мануфактуре вступила в строй электростанция с тремя паровыми турбинами.
– смонтирована 30-киловольтная линия электропередачи, подсоединившая Глухово и Богородск к централизованной системе электроснабжения.
– в Богородске начала действовать школа художественного ткачества.
– в Глухове открыт первый в мире памятник Владимиру Ильичу Ленину.
– городу присвоен статус районного центра.
– Богородск переименован в Ногинск.


МУЗЕИ 

Ногинский краеведческий музей

Площадь Бугрова, 2

Ногинский краеведческий музейЭтот музей – одно из многих детищ послереволюционного увлечения краеведением, помноженного на тотальную экспроприацию “награбленного”, и размещения его в музейных стенах. Он был основан в двадцатые годы сотрудниками Богородского института краеведения.
Трудно себе подобное представить, но в те времена и впрямь могло существовать подобное учреждение. И оно действительно существовало, более того, отнюдь не бедствовало. Правда, в 1932 году особая комиссия сделала отнюдь не утешительные выводы:
“1. Организованный в 1921 году в Ногинске Институт краеведения, ставивший своими основными задачами: изучение местного края с точки зрения экономической и социально-бытовой, теоретическую и практическую разработку краеведческого метода обучения и подготовку работников просвещения на этом фронте, – находится, несмотря на длительный срок его существования и, в общем, благоприятные материальные условия, в стадии идеалистических перспектив и длительного организационного и практического оформления своей работы.
2. Имея в своей работе, в общем, значительные достижения по теоретической разработке и изучению естественно-производительных сил района (сапропели, глины, торфа и т.п.), участие в подготовке к районированию, во всей остальной деятельности работа Института представляет из себя беспорядочное хватание за случайные, не систематизированные объекты (иконография, выставка картин, изучение дореволюционного быта, промышленная выставка, организация медтехникума, астрономическая обсерватория, рисунок “Павловского платка”...
6. Имеющийся в распоряжении Института заповедник “Живая книга” вместо того, чтобы служить целям научных экспериментов по изучению почвы и растительности края, на деле представляет собой обнесенный сломанным забором участок леса в виде заброшенного парка, использование которого в научных целях находится в перспективных разработках.
7. Стихийно организованная при нем же биологическая станция представляет из себя кунсткамеру из случайно собранных чучел птиц, коллекции насекомых, аппаратов, не находящихся в действии, и т.д. Все это прикрывается маркой перспективного использования для школы юных натуралистов, по благоприятной случайности находящейся в том же здании на территории “Заповедника”.
8. Находящиеся в здании Института экспонаты бывшей промышленной выставки представляют собой совершенно неучтенный и не произведенный по инвентарю материал, который, по мысли руководителя Института, будет закваской для “будущей” грандиозной выставки края.
9. Числящаяся при Институте астрономическая обсерватория является, безусловно, ценным вкладом в научное богатство Ногинского района, но на деле представляет из себя “тихую обитель” звездочета и не является важнейшим орудием на фронте воинствующего атеизма.
10. Выпускаемые от времени до времени труды под маркой Института краеведения следует подразделять на безусловно ценные исследования в области ископаемых, а с другой стороны – на сомнительную, с научной точки зрения, макулатуру... Особенно из числа последних работ следует отметить глубоко вредную по своей установке книгу агронома Горшкова “Сельское хозяйство в Богородском крае”, явно отражающую правый уклон в анализе развития сельского хозяйства”.
Увы, в тридцатые, после того как прогремело “дело краеведов”, такие “заключения” были отнюдь не безопасными. Однако же музей в Ногинске продолжал существовать.
Современная же экспозиция относится примерно к 1970-м годам. А показать тут есть что.
В древности район Мещерской низменности (на которой и стоит город Ногинск) вполне мог сойти за декорацию к “Собаке Баскервилей” – торфяные болота, удушливый запах, какие-то таинственные свечения. И среди всего этого ужаса располагалось множество стоянок первобытных обитателей Земли. Так что неудивительно, что именно археологический раздел – сильнейший в том музее.
Остальное – вполне традиционная, добротно сделанная экспозиция. Конечно, диорама с чучелами местной живности (над ними, как водится, возвышается чучело лося). Местное производство – рогожа, иконы, фарфор.
Впрочем, даже тем, кто не интересуется музейными досугами, есть смысл сюда зайти. Это единственное место в городе, где можно купить книги по истории Ногинска и района.


ИНТЕРНЕТ 

Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

http://www.bogorodsk-noginsk.ru/index.html

“10 октября 1868 года на заседании уездного земского собрания развернулась интересная дискуссия о состоянии медицины в уезде и путях ее развития. Гласный Виктор Григорьевич Высоцкий (Высотский) счел излишне большим число фельдшеров, предусмотренное проектом уездного земства 1866 года “Об устройстве медицинской части в уезде”, так как “...фельдшера эти, оставленные без докторского надзора, скорее приносят вред, чем пользу, потому что фельдшер в видах своих собственных интересов принимается лечить больного, стараясь его отвлечь от совета с доктором, и, разумеется, не имея точных сведений в медицине, приносит больному больше вреда, чем пользы”. Исходя из выведенного земством расчета, что 1 больной приходится примерно на 200 жителей, Высоцкий предложил организовать финансирование медицины путем сбора на ее нужды с каждого жителя по 60 копеек в год, что и дало бы требуемую сумму в 4800 рублей. И далее он говорит, что “не надо навязывать крестьянам докторов и фельдшеров, к которым русский крестьянин относится с крайним недоверием... Крестьяне обращаются всегда за советом или к местному священнику, или к живущему близ них помещику, или, наконец, к таким лицам, которые из благотворительных целей исключительно занимаются оказыванием медицинского пособия приходящим к ним лицам”. Высоцкий сообщал, что “таких лиц можно найти в разных пунктах уезда много”, и высказал мнение: “...в их-то распоряжение и следовало бы посылать от земства разные медикаменты...”
В.Г.Высоцкому возразил Гавриил Сергеевич Ламакин, который не мог согласиться с поощрением “лекарей и лекарок”, так как они “приносят вред народу, давая больным разные средства без всякого познания в медицине”, называл “грустным явлением” то, что народ “прибегает к ним за пособием”, и связал это явление с малым количеством докторов. Гавриил Сергеевич рассказал, что к нему постоянно обращаются крестьяне окрестных селений с просьбой прислать доктора, а в каждый базарный день к городовому доктору обращаются до 20 больных крестьян.
Александр Иванович Поливанов, уездный предводитель дворянства, председатель земского собрания, дал более подробную характеристику земскому проекту: “...фельдшера предназначены не для лечения больных, а для оказания им помощи в таких случаях, когда поспешное пособие необходимо, но не иначе, как в предоставленных им по закону пределах. Доктор же земский будет постоянно разъезжать по уезду, и в те дни, когда по заранее составленному расписанию ему придется быть в известном селении, фельдшер оповестит о том всех больных... По наставлениям и рецептам доктора фельдшер будет содействовать их выздоровлению; а труднобольных доктор будет обязан навещать в домах. Если лечение труднобольных потребует постоянного докторского наблюдения, то их можно будет перевозить в городскую больницу”. Земским проектом предлагалось открыть 15 фельдшерских пунктов, на содержание которых собирать с каждого жителя по 60 копеек в год.
“Богородск-Ногинск” – на редкость мощный краеведческий ресурс. Не каждый город (а тем более райцентр) может похвастаться подобным сайтом.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru