РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ
Пока не размок бумажный кораблик
Мы все время торопим детей. А зачем?
В наше время многие дети не горят
желанием учиться. Потому что беззаботное детство
заканчивается теперь задолго до школы. Они
учатся уже в садике и от школы ничего хорошего и
особенно интересного не ждут. Эффекта новизны
нет, а насыщения произвольной творческой игрой
не произошло, хотя именно этот фактор и является
определяющим для дальнейшего нормального
развития детей.
Совсем другая ситуация была лет тридцать назад. В
школу детям очень хотелось. Там было то, чего не
было нигде больше, – там открывалась дверь в
поистине волшебную страну знаний.
Сейчас все перепуталось. Идея раннего
интеллектуального развития детей беспощадно
используется педагогической пропагандой, служит
задаче создания искусственной озабоченности и
без того волнующихся о будущем детей родителей с
целью расширения своих приоритетов. Якобы детей
надо развивать, надо готовить к школе, иначе они
что-то потеряют в будущем. Что – никому не
известно.
Несколько лет назад молодая женщина, очень
энергичная и ответственная, привела ко мне
четырехлетнего сына. Она хотела знать, не вредно
ли водить его еще и на шахматы, если на карате,
керамику и уроки подготовки к школе с опытной
учительницей он уже ходит. Мальчик сам ни от чего
не отказывался, но неуверенно пожимал плечами и
оглядывался на маму. И тогда я попросила его
нарисовать семью. Семья получилась неполная: сын
с папой сидели за столом, а мамы на рисунке не
оказалось.
– Она на кухне, – объяснил мальчик.
В общем-то не важно, как ребенок объясняет
отсутствие кого-то, важен сам факт отсутствия
человека. Отсутствует кто-то всегда по причине
сложных и неясных отношений, возможно, опасных
для ребенка. Сказать об этом прямо не каждый
сможет, а нарисовать – пожалуйста, дети подвоха в
этом не видят.
Вот и получилось, что мальчик своим рисунком дал
маме ответ:
– Мне с папой лучше.
Папы обычно меньше воспитывают и учат детей. Они
просто радуются ребенку после рабочего дня. Их
общение обычно никак не структурировано,
беспорядочно, представляет какую-то возню, вопли
радости. Ребенку почему-то хорошо быть просто
рядом даже с уткнувшимся в газету или в телевизор
отцом. Но в таких случаях матерей часто возмущает
поведение отца.
– Ты должен воспитывать! – злятся они.
Но с другой стороны, сколько же можно
воспитывать? Когда-то нужно просто порадоваться
друг другу. Ведь папа целый день не видел ребенка
и соскучился по нему. Вот и выходит, что общение
отцов с детьми бывает более непосредственным,
неформальным и жизненно необходимым детям.
В нашем случае я объяснила маме, что ребенок
ответил шахматам «нет», во всяком случае в
ближайшее время. Что ему сейчас нужнее всего мама
– не бонна-гувернантка, а мама – теплая печка,
возле которой можно отогреться после нелегких
детских трудов.
Для того чтобы девочки и мальчики не избегали
собственных родителей, нужно учитывать законы
развития ребенка.
Основной вид деятельности дошкольника – это
свободная, так называемая недирективная игра без
правил, навязанных внешним миром. Ребенку
действительно нужно на собственном опыте знать,
что если в песок добавить воды, из него можно
строить крепость. Или – что бумажный кораблик
плывет по воде и не тонет, пока не размокнет. Или
– что котенок тебя поцарапает, когда его дернешь
за хвост, потому что ему больно. Именно в такой
игре ребенок постепенно узнает то, к чему он уже
готов.
Чем старше становится ребенок, тем больше
появляется игр с правилами. Причем их не нужно
навязывать детям: у них самих есть потребность в
самоорганизации. Потребность детей в играх с
правилами и является верным сигналом к тому, что
можно вводить регламентированные занятия по
развитию, причем основаны они должны быть на
непроизвольном интересе детей.
Конечно, обучение должно быть интересным, но ведь
рано или поздно наступает пресыщение или
усталость, а неудача может вообще отбить охоту
учиться. Так вот, если мы хотим, чтобы ребенок
стал целеустремленным и трудолюбивым, нам нужно
побудить ребенка позаниматься еще немножко, ни в
коем случае не доводя состояние до отвращения к
занятию, чтобы у него осталось приятное ощущение
преодоления и победы.
У каждого ребенка свой, индивидуальный маршрут
развития, свой темп и направление. Потому что
если ребенок нуждается в щадящем маршруте, а у
него плотный рабочий график, то он не сможет
усвоить предложенные ему знания, мало того, у
него в ситуации контраста разовьется комплекс
неудачника. И наоборот, если активный и быстро
развивающийся ребенок попадает в бедную
информацией среду, ему быстро станет скучно, его
интеллектуальная незанятость обернется
проблемным поведением.
Услышать голос разума многим родителям мешает
страх – страх не успеть, не соответствовать
принятым представлениям, отстать от кого-то,
прослыть неудачником. А именно под влиянием
такого страха и воспитываются неудачники,
которые тоже будут бояться остановиться,
пересмотреть свои взгляды на жизнь,
почувствовать себя реализованным и
востребованным человеком. Вот и выходит, что для
воспитателя самым важным качеством после
интереса к жизни ребенка является его бесстрашие
и мужество.
Если вы увидели свое отражение в зеркале
рассказа, не огорчайтесь. У всех нормальных
родителей есть некоторая доля тщеславия. Ее
нужно уметь в себе видеть как бы со стороны и
контролировать всей своей любовью к ребенку и
разумом, находящимся на службе у этого чувства.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|