Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ДОМАШНИЙ АРХИВ 
ПОКЛОН 

Дмитрий ШЕВАРОВ

Серебряная ложечка

Писатель Альберт Лиханов рассказывает о военном детстве и первой учительнице

АПОЛЛИНАРИЯ НИКОЛАЕВНА ТЕПЛЯШИНА С ДЕТЬМИ

АПОЛЛИНАРИЯ НИКОЛАЕВНА ТЕПЛЯШИНА С ДЕТЬМИ

– Альберт Анатольевич, в 41-м году вам исполнилось шесть лет. Война отобрала у вас детство…
– Нет, оно было. И замечательное! Но это не значит, что благостное. У меня есть повесть «Последние холода» – это как раз про голод в тылу. Про нашу столовую дополнительного питания, устроенную в Кирове для детей, страдавших малокровием, для дистрофиков. И я туда ходил. А рядом на улице паслись местные ребята, у них не было талонов, которые нам выдавали по школам. Эти мальчики и девочки, несмотря на бдительность гардеробщицы, проникали в столовую. Вот ты ешь, а они ходят перед тобой, смотрят голодными глазами и просят: «Мальчик, оставь!..» Иногда эти ребята были настолько голодны, что отнимали у кого-то еду. Эти слова «мальчик, оставь» врубились в меня навеки.
– Ваши ровесники, дети войны, помнят о том времени иногда совсем немногое, какие-то крохи. Но сколько любви, сколько благодарного чувства они хранят о тех, кто их тогда спасал, укрывал…
– Никогда не забуду, как мама брала меня с собой на донорский пункт, в прихожей оставляла мне пальто, заходила в кабинет с нормальным лицом, а выходила зеленая, круги под глазами. Потом мы медленно шли к донорскому магазину, там на талончик продавали то, что нигде не достанешь, – топленое масло, что-то сладкое… Мама тут же в магазине давала мне этот кусочек масла в рот, чтобы я проглотил скорей. Разве это забудешь?
– Вы, наверное, были похожи на маленьких старичков?
– Вовсе нет, мы оставались детьми, у нас были простые радости, которые мы очень ценили. Кино, например. На детский сеанс дешевые были билеты, но и этих денег у многих не было. И вот ребята скидывались на билет какому-нибудь одному мальчишке. Он заходил, а когда начинался сеанс, открывал в темноте дверь на улицу, и целая орава врывалась в зал. Ребята залезали под ряды, и ничего нельзя было с ними сделать. Дежурная тетенька кричала, но, мне кажется, понарошку. Мальчишки вылезали из-под сидений, кто-то подвигался, и всем хватало места.
А книги! Помню, в читальном зале городской библиотеки были две книжки «Трех мушкетеров», одна «Десять лет спустя» и одна «Двадцать лет спустя». После уроков ребята из разных школ бежали наперегонки в библиотеку, чтобы захватить любимую книжку.
– О вашей первой учительнице в Вятке до сих пор ходят легенды…
– Моя учительница Аполлинария Николаевна Тепляшина с 1903 года преподавала в церковно-приходской школе при храме Иоанна Предтечи. В том районе Вятки, где стояла эта школа, наверное, каждый пятый был ее крестником. Когда я пошел в школу, это была уже обычная начальная школа № 9. Но старорусский уклад этой школы сохранялся благодаря Аполлинарии Николаевне, а также Юлии Николаевне Россихиной и нашему директору Фаине Васильевне Лютиной.
Как нас учили? Двойки Аполлинария Николаевна ставила очень редко. Когда видела, что ребенок не тянет, то оставалась с ним после уроков и занималась до тех пор, пока он не догонял класс. В 1949 году Аполлинария Николаевна получила второй орден Ленина. Вот так в те трудные годы старались лелеять учителей. К ордену Ленина и деньги полагались. Получив награду, Аполлинария Николаевна сказала: «Ребята, я не считаю себя вправе истратить эти деньги на себя». Тогда в аптеке без карточек продавали витамин С. И вот утром, прежде чем начать урок, Аполлинария Николаевна шла по рядам и серебряной ложечкой каждому в рот клала горошинку витамина С. За ней дежурный нес эмалированную кружку с водой, где она споласкивала ложечку. Когда эти деньги у нее заканчивались, она добавляла свои, а когда и они исчезали, она вот что придумывала: мы лазали на сосны во дворе школы и собирали хвою, нянечка ее заваривала, а Аполлинария Николаевна с ведром этого отвара обходила класс и заставляла выпить каждого по полкружки. Так она спасла нас от цинги.
– Мне рассказывали, что сейчас в каждом классе Вятской православной гимназии есть портрет Аполлинарии Николаевны…
– Да, эта гимназия, учрежденная епархией, городом и Детским фондом, ведет начало от старой приходской школы и от моей 9-й начальной школы. Каждый год в Кирове вручают премию имени Аполлинарии Тепляшиной для учителей начальной школы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru