ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
МЕРИДИАН
Педагогический словарь одного
лицея
Почему слово “учитель” в нем
употребляется только во множественном числе
В Люксембурге в этом году открылся
новый лицей, не похожий на все остальные не
только в этой маленькой стране, но и во многих
других странах. Ребенок получает образование,
работая над различными групповыми проектами.
Три урока в день
Педагоги уверены: только в совместной
работе дети учатся всем важнейшим социальным
навыкам. Потому что в ситуации сотрудничества
нет ни отстающих, ни двоечников. Тот, кто
помогает, узнает не меньше, чем те, кому помогли.
Не только дети трудятся в командах, но и
преподаватели. Каждая педагогическая команда (10
человек) берет под опеку одну параллель и ведет
ее до окончания школы, заботясь о развитии детей,
помогая определить темы проектов, оценить
результат.
Командная работа не отменяет индивидуального
подхода. Ученик выбирает себе персонального
тьютора из числа учителей, преподающих в его
параллели.
Школьный день длится с восьми до 16.30. Желающие
могут прийти пораньше (к семи) и уйти попозже
(двери запираются в 18.00, если нет спектакля или
концерта). В расписании три стоминутных урока:
один утром, второй днем, третий ближе к вечеру.
Это время работы над разными проектами. В
промежутке каждый волен выбирать себе занятие по
вкусу. Можно поговорить с тьютором, поесть,
погулять, поиграть в футбол или на гитаре,
отрепетировать акробатический номер и
позаниматься с учителями по тем предметам,
которые придется сдавать в институт. Конечно,
никаких домашних заданий детям не задают. Вечер
они могут провести с семьей, с друзьями, а не
думать с тоской о нерешенной задаче, о
ненаписанном сочинении.
Над какими же проектами работают команды? В
первую очередь над межпредметными тематическими
исследованиями, связанными с теми вопросами,
которые возникают у ребят в различных областях
человеческой культуры: общественное устройство,
наука, техника, спорт, здоровье, нравственные
ценности. По каждой области определены основные
умения, на развитие которых нужно обращать
внимание в ходе работы. Ребятам помогают занятия,
организованные учителями или приглашенными
специалистами. Ученики также занимаются
проектами в нетипичных для школьной программы
сферах: музыке, театре, цирке, живописи,
садоводстве. Конечный продукт представляется на
суд экспертов, среди которых обязательно
присутствуют “нешкольные” люди –
представители взрослого мира.
Это позволяет педагогу избежать неприятной
обязанности самовластно ставить ребенку
отметки, наказывать его за просчеты и слабости.
Оценивая результаты проектной работы,
педагогическая команда (а не один человек)
стремится увидеть продвижение, степень
заинтересованности каждого участника. В конце
года, обобщив все предыдущие комментарии к
проектам, выслушав мнение самих детей о том, как
продвигается образовательный процесс, команда
составляет рекомендации для каждого ученика – и
не столько по поводу ошибок и недоработок,
сколько о том, каковы его склонности, сфера
профессиональных интересов, где лучше
продолжить образование.
Не храните знания!
В лицее есть еще одна удивительная
особенность. Основной документ, главный манифест
здесь – словарь. Не орфографический, конечно, а
дважды педагогический. Во-первых, потому что
объясняет самые важные для данной школы
педагогические понятия. Во-вторых, потому что
составлен самими педагогами. Список не поражает
воображение. Наверное, и ста слов не наберется. Но
без этой тоненькой книжечки невозможно было бы
учителям, ученикам говорить на одном языке,
сотрудничать.
Работа над словарем помогла собрать команду
единомышленников-учителей. Теперь с помощью
словаря подбирается команда
единомышленников-учеников и их родителей.
Каждому вновь пришедшему вручается заветная
книга для ознакомления. И если она заинтересует
читателя, значит, он пришел по адресу.
Откроем словарь почти наугад. “Компетенции”.
Модное слово. В лицейском словаре определение
кратко (как большинство других) и достаточно
традиционно. “Это не только знания, но и умение
их применить”. А последнее предложение – как раз
часть философии лицея. “Ключевая компетенция
состоит в том, чтобы не хранить свои знания при
себе, а делиться ими с окружающими, спорить о них,
не бояться вопросов. Только в диалоге мы
укрепляем свои знания и развиваем компетенции”.
А знаете, кто такие учителя? Обратите внимание: не
в единственном числе, как полагалось бы в
нормальном словаре. Только во множественном!
“Учителя – прежде всего педагоги, а не ученые.
Они озабочены не научным прогрессом, а развитием
личности ребенка. Они создают условия, при
которых у детей возникают и расцветают идеи.
Нельзя обманывать детей. Давайте внимательно
выслушаем, что они думают, и удивимся. Это первый
шаг и необходимое условие для создания
доверительных, искренних отношений между
взрослым и ребенком. Учителя, как ученики,
работают над проектами, исследуют, познают, не
презирая и повседневный опыт. Чтобы школа была не
тюрьмой, а привилегированным (и безопасным)
пространством исследований и общественной
жизни”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|