Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ГОЛОСА В ЭФИРЕ

Гром озвучил булгаковский текст
Радиопостановка “Театрального романа”

С 19 по 30 сентября, по будням в 12.00 и 18.00 (повтор), в эфире Радио «Культура» – премьера десятисерийного радиоспектакля «Театральный роман. Записки покойника», поставленного по одноименному произведению М.Булгакова.
Именно так, с двойным названием, выходит в эфир Радио «Культура» новая версия знаменитой книги великого писателя. Это не причуды современной интерпретации. На самом деле у этой книги два названия. Первое – «Театральный роман», а второе, судя по рукописи и подчеркнутое двумя чертами рукой автора, – «Записки покойника». И совершенно очевидно, что именно это второе название предпочитал сам Булгаков. Но, увы, не ему было суждено решать, с каким названием роман выйдет в свет, ибо напечатан он был четверть века спустя после его смерти – в 1965 году. В этом году исполняется 40 лет с момента публикации «Театрального романа».
То, что Михаил Афанасьевич Булгаков – писатель мистический, было замечено давно – и самим писателем, и многими из тех, кто так или иначе соприкасался с его творчеством. Не избежали этой магической мистерии и участники нового проекта Радио «Культура». «Рукописи не горят...» – звучит как привычная аксиома, но то, что «тексты оживают» и озвучиваются естественными природными шумами в момент их произнесения, – с этим пришлось столкнуться впервые. Рассказывает шеф-редактор постановки Наталья Новикова: «Первый день. Начало записи. “Гроза омыла Москву 29 апреля, и стал сладостен воздух...” – эти начальные слова текста прозвучали из уст Олега Павловича Табакова как магическое заклинание Воланда. И именно в этот момент раздались раскаты грома, молнии пронзили небо, в студии дрогнули стены и крыша, и потоки дождя шумно и обильно омыли и здание «Радио» на Пятницкой, 25, и Замоскворечье, и всю Москву». Пронзительность и мощность звукового аккорда булгаковского текста и природной стихии заставили вздрогнуть и микрофоны, и всех присутствующих в студии. Ну а дальше? А дальше по булгаковскому тексту: «...Душа как-то смягчилась, и жить захотелось...» И началась другая магия – магия театральной мистерии, созданной Булгаковым почти 70 лет назад... «Волшебная коробочка» булгаковского «Театрального романа» задвигалась, зашевелилась и... заговорила!!!
Творчество большого писателя, как правило, автобиографично. Сочинения Булгакова не исключение. Художественная фантазия Булгакова и реальность его жизни в «Театральном романе» причудливо переплетаются. Иногда трудно понять, где кончается реальный факт и где начинается полное фантастическое преображение его в книге. Именно поэтому в инсценировке появляются живые, остроумные и эмоциональные комментарии Анатолия Смелянского, который наряду с исполнителями главных ролей является своего рода историком и летописцем жизни М. Булгакова мхатовского периода. Голос Смелянского что-то прокомментирует, а что-то и прояснит в этой довольно непростой театральной истории. Начинает «свою роль» в этом необычном десятисерийном радиопутешествии Анатолий Смелянский словами: «Рукопись “Театрального романа”, которую я когда-то, много десятилетий назад, впервые увидел, поражает. Это не та рукопись, которая обычно бывает у писателя, сочиняющего новую вещь. Нет, кажется, что Михаил Афанасьевич не ищет никаких новых слов, не перечеркивает, не изменяет фразы... Рукопись производит впечатление книги, которая не написана, а как бы продиктована. И я думаю, что это результат того, что Булгаков действительно хорошо обдумал то, что произошло с ним в Художественном театре...». Хорошо обдумал и написал гениальный роман, наполненный горечью безответной любви к театру.
«Театральный роман» неоднократно ставился в театре, экранизировался, есть великолепные записи художественного чтения этого романа на радио. Зачем же еще одна радиоинсценировка? Дело в том, вероятно, что всякое время дает свое прочтение. Потому пришло время перечитать Булгакова и на Радио «Культура». Это не просто спектакль, записанный у микрофона, это упоительное священнодействие ансамбля – партнеров, понимающих, думающих и любящих великую прозу Михаила Булгакова. Визитной карточкой спектакля стало и то, что бессмертная булгаковская исповедь о любви и ненависти к театру будет представлена тремя замечательными актерами, которые так или иначе связаны с Художественным театром – прототипом «Независимого театра», где живут и действуют герои булгаковского романа. Это Олег Павлович Табаков, ныне руководитель Московского Художественного театра, который связан с ним с начала 50-х годов, это Юлия Рутберг и Максим Суханов – звезды Вахтанговского театра – бывшей студии опять-таки Художественного театра, это и Анатолий Смелянский – ныне ректор Школы-студии МХТ, историк театра, знаток творчества Михаила Булгакова.
Режиссер радиоспектакля Владимир Шведов рассказывает: «Мы обсуждали, кого пригласить на роль Максудова, но как только прозвучало имя – Олег Табаков, ни о ком другом уже и речи не было. Олег Павлович не раз работал на радио и сохранил умение работать у микрофона. Табаков – Актер Актерыч! Образ Максудова в исполнении Олега Табакова предельно театрален, это художественный образ, ну а объективность и историческую правду слушатель узнает из уст Анатолия Смелянского. Я хотел сделать полноценное произведение о судьбе автора в театре, показать безумную любовь, которую порождает театр. Это история о любви Булгакова к Художественному театру и о той боли, что театр ему причинил».
В работе над проектом объединилась великолепная творческая команда: режиссер Владимир Шведов, сценарист Любовь Перова, звукорежиссеры Марина Карпенко и Любовь Рындина, редакторы Наталья Новикова и Марина Лапыгина. Музыка написана специально для спектакля композитором Алексеем Шелыгиным.

Елена ПОПОВА

Звезды современного театра о Театре времен Михаила Булгакова в премьере радиосериала «Театральный роман. Записки покойника» с 19 по 30 сентября по будням в 12.00 (с повтором в 18.00) на Радио «Культура».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru