Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ

Деревянные поделки
Российские фильмы – денег все больше, качество все то же

Вроде бы можно радоваться, что наше кино наконец-то становится малобюджетным уже по голливудским меркам. Если раньше сумма в пределах 10 миллионов долларов казалась несбыточной, то теперь средняя стоимость производства отечественных лент стремительно растет, явно превысив миллион, а несколько картин ныне оперируют восьмизначными цифрами. Хотя проваливаются в прокате, как это случилось (чего, впрочем, и следовало ожидать) с беспомощным боевиком “Зеркальные войны: Отражение первое”, и вряд ли дело сложится лучше у схожего фильма “Мужской сезон. Бархатная революция”.
Никакой революции, кроме “деревянной”, в российском кинематографе не происходит: увеличение количества потраченных денег (их действительно проще считать на доллары, чем на рубли) вовсе не сопровождается ростом качества, а в ряде случаев все происходит ровно наоборот. Кроме того, деревянным, то есть неживым, неестественным и вымученным, кажется то, как режиссеры реализуют сценарии, порой прямо перпендикулярно к исходному замыслу. Спрашивается: зачем вообще надо было брать данный сценарий, если постановщик все видит совсем иначе?!
Мне уже доводилось писать о феномене “недоделанного кинематографа”, в котором нередко остается невнятным прежде всего жанр, да и финалы грешат надуманностью и решительным несоответствием предшествующему рассказу, где тоже встречается немало сюжетных “непоняток” и логических неувязок. Режиссеры изъясняются в своих фильмах так, что дополнительно нужен пространный комментарий (как это делала, допустим, дебютантка Таня Деткина, обстоятельно делясь на пресс-конференциях и в интервью, что она на самом деле хотела сказать в “Пакостнике”), или же они встают в гордую позу, отказываясь хоть как-то пояснить невразумительный замысел (что было в случае с другим новичком, Петром Хазизовым, постановщиком “Манги”). Но бывает, что сами авторы, членораздельно выразившись на сценарном уровне, потом, при реализации, теряют всякий контроль над собой, не замечая, как губят приблизительными и неадекватными решениями то, что было задумано (стоит упомянуть в данной связи весьма обидную неудачу еще одного начинающего режиссера, Фархота Абдуллаева, с его фальшиво исполненным “Ловитором”).
Гораздо удивительнее, когда молодой постановщик, успевший зарекомендовать себя вполне вменяемой и достаточно зрелой работой (как Андрей Прошкин с “Играми мотыльков”), вдруг впадает в грех ложно понятого самовыражения и пытается на сугубо жанровом материале сотворить нечто иносказательно-пафосное. При просмотре “Солдатского декамерона”, снятого Прошкиным-младшим, не покидает странное ощущение, что вместо язвительной комедии про армейские нравы режиссер изо всех сил стремится вытянуть из сценария Геннадия Островского чуть ли не сюрреалистическую фантасмагорию, воплощаемую на экране… скорее в духе “Змея” Алексея Мурадова.
Учитывая, что сценарист Островский ранее пострадал от самоуправства Павла Лунгина, превратившего грустную комедию “Бедные родственники” в эстрадный дивертисмент дурного пошиба, да и по ряду других случаев искажения первоначальных замыслов стоило бы уже с большим сомнением относиться к сетованиям продюсеров по поводу нехватки хороших сценариев якобы при наличии довольно благоприятной ситуации с режиссурой. Вот как раз с постановщиками, и самого разного возраста, дело обстоит неважно. Если дебютанту Василию Чигинскому ничуть не стыдно за “Зеркальные войны: Отражение первое”, а ходящий в мэтрах Павел Лунгин опускает планку ниже плинтуса, как говорят на молодежном жаргоне, то о каком повышении качества российского кино можно говорить?! Надо бы для начала научиться работать толково, четко и профессионально.

Сергей КУДРЯВЦЕВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru