КНИЖНЫЙ ФОРМАТ
Новинки с ярмарки
Марио КОРТИ.
“Сальери и Моцарт”
Издательство
“Композитор-Санкт-Петербург”.
В ее основу легла серия радиопередач,
подготовленных Марио Корти для радиостанции
“Свобода” в 1997 году. “Сальери и Моцарт: кто кому
завидовал” – такое парадоксальное название
носила одна из лучших передач цикла и одна из
глав книги. Как, Моцарт завидовал Сальери?
Действительно, один из лучших знатоков личности
Моцарта, Герман Аберт, был не самого высокого
мнения о Вольфганге Амадее, когда дело касалось
его отношений с коллегами.
Разрушение мифов – задача благородная и
неблагодарная. Сделать это уже пытались –
например, советский музыковед Борис Штейнпресс,
в 70-е годы защищавший Сальери от обвинений.
Марио Корти взялся за дело с энтузиазмом и во
многом преуспел, потому что пустил в эфир
практически неизвестные в то время записи музыки
Антонио Сальери. Настоящим открытием радиоцикла
стал “Реквием” Сальери, написанный
композитором для собственных похорон. Не менее
ошеломляющим оказалась для россиян передача
“Двенадцать вариаций на тему смерти Моцарта”
(воспроизведенная в книге), где излагались
общеизвестные во всем мире (только не в России)
версии гибели великого композитора.
Марио Корти очарован музыкой Сальери. “Большая
часть музыки Сальери настолько же хороша, как и
часть музыки Моцарта”, – утверждает он в своей
книге. Десятки записей Сальери, появившиеся за
последние годы на российском рынке,
свидетельствуют об обратном: Сальери при своей
замечательной одаренности писал “хорошо
сделанную” музыку, рассчитанную на вкусы
взыскательной публики. Но музыка не имеет права
угождать вкусам – даже самым взыскательным.
Музыка – материальное воплощение озарения. Это и
доказал Моцарт.
Сабин Мельшиор-Бонне.
“История зеркала”
“Новое литературное обозрение”, серия
“Культура повседневности”.
“Зеркало всегда будет тревожить воображение
человека, ибо мысли о том, что в зеркале есть
нечто, чего там в действительности нет, будут
преследовать его неотступно”, – говорит
исследовательница. Книга характерна для
французских гуманитарных исследований конца ХХ
века. В ней есть неповторимый французский
интерес к восхитительным пустякам (главы
“Зеркало и меблировка в XVIII веке”, “Успех
зеркальных трюмо”, “Начало эры зеркального
шкафа”). Сабин Мельшиор-Бонне пытается выделить
и описать представления о зеркале в каждую эпоху
(“Античность и образ зеркала”, “От зеркала к
искусству портрета”). Здесь она опирается на
историческую традицию школы “Анналов”. За ее
спиной – великие и увлекательные книги Филиппа
Арьеса, Эмманюэля ле Руа Ладюри, Жана Делюмо
(который написал к книге лестное предисловие).
Главное достоинство, оно же главный недостаток
такого изложения – калейдоскопичность. Хотя это
по вкусу студентам: из такой книжки можно
выловить для реферата любой факт: от истории
мебели до истории сексуальности.
За частностями легко потерять главное: что
важнейшая составляющая книги –
психоаналитическая. Она связана с учением
великого психоаналитика Жака Лакана о “стадии
зеркала”: ребенок, еще находящийся на руках у
матери, впервые видит себя в зеркале и
убеждается, что он на самом деле “другой”.
Диалог человека с зеркалом и с “другим в
зеркале”, по Лакану, продолжается всю жизнь.
Сабин Мельшиор-Бонне попыталась распространить
этот диалог на жизнь человечества.
Гюстав Флобер.
«Первое “Воспитание чувств”»
Издательство “Текст”, серия
“Неизвестные страницы мировой классики” .
Это – роман, который будущий создатель “Госпожи
Бовари” закончил в 1845 году, в возрасте 24 лет.
Рукопись юношеского опуса легла в стол. Четверть
века спустя, применительно к другой своей книге,
Флобер использовал уже придуманное название –
“Воспитание чувств”. Во Франции неизвестное
произведение молодого Флобера вышло полным
изданием только в 1963 году. О чем может писать
молодой человек, которому чуть больше двадцати
лет? Конечно, о себе самом и о своих сверстниках.
Юные герои романа – Анри и Жюль – ищут себя в
мире, набираясь опыта и набивая шишки. То, что
огромную часть этого опыта составляет мир нежных
чувств, напоминает, что действие романа
происходит в XIX веке. К несомненным достоинствам
выпущенного “Текстом” томика относятся
интересное предисловие и внятные комментарии.
Светлана КИРИЛЛОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|