Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2005

Только в номере

КНИЖНЫЙ ФОРМАТ

Как сделать умную книгу доступной для покупателя?
Это один из самых главных вопросов, который книгоиздатели обсуждали между собой на ММКВЯ.
Пусть они сами расскажут о своих решениях

Закономерность первая

Чем объясняется успех на рынке той или иной книги? Неизвестно! Эстонские издатели нашли один ответ: в условиях конкуренции с интернетом каждая книга должна быть эксклюзивной. Тогда ее купят, сколько бы она ни стоила.

Эстонское русскоязычное издательство «КПД» – ежегодный участник всех московских международных книжных выставок-ярмарок. Среди выпускаемых им книжных серий – труды Юрия Лотмана и его последователей, эстонская классическая литература в лучших русских переводах, мемуары, книги об эстонской культуре, сказки народов Балтии.
Говорит Валентина Кашина, директор издательства «КПД», расположенного в Таллинне (Эстония):

– Я не могу объяснить, почему та или иная книга имеет читателей и почитателей. Я не знаю формулы успеха. Предприниматель должен освоить экономические законы. Но мне представляется, что культура развивается по своим законам. И чаще всего – я вижу это на своем опыте – они идут от противного. Можно ли найти объяснение тому факту, что в маленькой Эстонии, которую населяют всего миллион двести тысяч жителей (из них триста тысяч русскоязычного населения), могут существовать издательства русскоязычной литературы? Наша страна значительно меньше соседней Латвии, но в Латвии нет русского книгоиздания. А в Эстонии, где рынок так мал, что тиражи почти отсутствуют (тысяча экземпляров – это рекорд, а чем меньше тираж, тем дороже издание), получается, что каждая книга для покупателя – почти что на вес золота! Но тем не менее русскоязычную книгу покупают! Рынок заставляет нас делать книги эксклюзивными. Каждая книга нашего издательства столь продумана полиграфически, что ее можно назвать почти ручной работой. Мой муж иногда в шутку называет мой издательский бизнес женским рукоделием. Наверное, не случайно в Эстонии книгоизданием занимаются преимущественно женщины.

Закономерность вторая

Библиотечная сеть в России – одна из самых отсталых. Подкрепленные новыми технологиями контакты издателей со своими читателями опережают развитие библиотек. Поэтому умную книгу легче купить, чем взять в библиотеке.

Петербургское издательство «Дмитрий Буланин» известно всем, кто интересуется современными книгами по архивному делу, истории искусств, историко-филологическим дисциплинам.
На ММКВЯ издательство «Дмитрий Буланин» представило новую книгу, чьим происхождением мы обязаны почти детективной истории. «Разумеется, рукопись!» – сказал бы Умберто Эко (в «Имени розы»). Рукопись, которую в 1978 году знаменитый ученый-византинист Александр Каждан не рискнул везти с собой через границу при эмиграции из СССР в США. Опасная книга была посвящена византийскому историку, описавшему разграбление Константинополя крестоносцами в 1204 году. Она пролежала в московской квартире десятилетия. Лишь недавно запечатанный пакет был вскрыт, а книга «Никита Хониат и его время» подготовлена к печати.
Статистика показывает: книги у «Дмитрия Буланина» не дешевые, но расходятся быстро. Раскупают их частные лица, а не библиотеки. Почему?
Об этом размышляет Игорь Коклин, менеджер отдела реализации издательства «Дмитрий Буланин»:

– Издательства интеллектуальной литературы видят перспективу в налаживании работы с библиотеками – центральными и музейными, библиотеками вузов. Ряд научных библиотек все-таки находят деньги на закупку книг. Правда, денег этих мало. Сейчас издательство работает над возможностью выхода в интернет и работы с крупными книжными интернет-магазинами. К будущему году мы попытаемся решить эту задачу. Пока мы нашли другой выход, который кажется нам перспективным. В нашем издательстве есть собственная служба «книга-почтой». Четырежды в год мы выпускаем тиражом 2–3 тысячи и рассылаем по стране каталоги издательства. Тем самым наши потенциальные покупатели узнают, какие книги вышли или будут выпущены. Каталоги рассылаются постоянным заказчикам, в том числе маленьким библиотекам, которые уже проявили интерес к нашим книгам. Но большинство адресатов рассылки составляют индивидуальные заказчики.
Мы знаем, что наши читатели весь год откладывают деньги, чтобы купить у нас новинки. Заказы приходят из самых отдаленных мест, где люди не могут даже надеяться на услуги квалифицированной библиотеки. Один из заказов по последнему каталогу, например, пришел от нашего читателя с Сахалина…

Закономерность третья

…Только образованный читатель и помогает издательству выжить в экстремальных условиях.

После распада СССР полиграфическое предприятие ОАО «Янтарный сказ», расположенное в Калининграде, бывшем Кенигсберге, городе Иммануила Канта и Эрнста Теодора Амадея Гофмана, оказалось отрезанным от России тремя границами. Чтобы выжить, руководители полиграфического предприятия организовали издательский отдел. Он стал выпускать литературу для образованного российского читателя, любителя изящных книг и великой словесности. Рецепт выживания оказался удачным. Среди российских школьников и студентов пользуется спросом карманная серия «Библиотека Ликея», в которой издаются классики античной драмы. Уже невозможно изучение курса русской литературы XIX века без книги итальянского слависта Серены Витале «Пуговица Пушкина», впервые озвучившей на русском языке переписку Жоржа Дантеса. У любителей книг почти всегда стоит на полке что-нибудь от «Янтарного сказа» – от миниатюрных книжечек с позолоченным корешком до неподъемных фолиантов.
Говорит Анатолий Махлов, генеральный директор ОАО «Янтарный сказ»:

– Мы ориентируемся на книги, которые всегда пользовались спросом, только подходим к подготовке этих книг с учетом современных требований. Любая книга выходит у нас в новом оформлении: специально подобранные шрифты, хорошая бумага, удобная верстка. Полное собрание сочинений Куприна, например, занимает у нас всего два тома. Уже изданы Маяковский, Лермонтов, Есенин, Пушкин. Готовится Достоевский. Для нас работают лучшие книжные иллюстраторы России – такие как братья Трауготы из Петербурга, чьи работы стали легендарными уже в 70-е годы. Когда все сосредоточено в одних руках – типография, издательство, распространители, – книга получается дешевой, даже если она выглядит дорого. Мы стопроцентно государственное предприятие, и налоги для нас велики, но это стимулирует поиск новых направлений, новых технологий.

Светлана КИРИЛЛОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru