РЕЖИССУРА УРОКА
НЕ ДЛЯ ОВАЦИЙ
А на следующий день…
Идея была такая: раз есть День учителя –
должен быть и День ученика.
Дело в том, что Михаил Петрович Щетинин
учеников считает людьми. А людей он уважает
…Как я попала к Щетинину? А я тогда
занималась проблемой чтения и искала людей,
которые необычно занимаются музыкой (я была
уверена, что процесс овладения чтением
неразрывно связан с музыкой). В том числе я
разыскивала и Щетинина, о котором много слышала,
но как на него выйти, не знала. Пожаловалась
как-то раз Александре Петровне Ершовой. А она
вдруг в один прекрасный день звонит: “Щетинин к
тебе на уроки придет!” У меня был тогда 3 класс в
148-й школе.
Михаилу Петровичу так понравились мои дети, что
он тут же заявил, что берет меня к себе. В смысле
приглашает работать.
Это был 1983-й год…
…Михаил Петрович часто вспоминал, что сам он в
школе учился неважно. Но не потому, что не хотел
или не мог. А потому, что было неинтересно. И вот
что, мне кажется, самое важное в Щетинине – что он
всегда это удерживал. Чтобы человеку, который
живет школой, было интересно, чтобы он мог в этом
жить, а не отбывать время. Он это делал для людей…
…Накануне Дня учителя дети всю ночь готовили
школу: украшали и так далее. А утром были уроки. Но
вели их не учителя, а сами дети. В каждом классе
было по “учителю”-десятикласснику.
Учителя же в это время сидели в учительской за
огромным праздничным столом (его тоже,
разумеется, накрывали ученики). Помню, к учителям
в гости приехали рериховцы из самой Москвы. И
пока старшеклассники вели во всей школе уроки,
учителя за столом общались с этими рериховцами…
А следующим был День ученика. И на этот раз
учителям пришлось посуетиться…
…В День ученика каждый школьник мог прийти на
тот урок, на который захочет. И спросить всё, что
только пожелает.
Все учителя в этот день устраивали каждый свою –
по-теперешнему скажем – мастерскую. Тогда не
было такого названия. Но каждый учитель
устраивал как бы свой дом. И в этот дом приходили
дети. Кто куда захочет. И теоретически могло быть
так, что к кому-то из учителей набился полный дом,
а к кому-то вообще никто не пришел. Но практически
этого не случалось, поскольку учителя у Щетинина
все достаточно интересные. И дети ходили то в
один дом, то в другой, то в третий.
У меня в классе была “таинственная физика”. Так
ко мне на физику даже детки из детского сада
приходили. Я им показывала, что такое луч. Мы
рассматривали руку, которая, оказывается,
просвечивает! Одна девочка, помню, испугалась,
что из ее руки получился “скелет”…
Учителя в этот день одевались не в свою обычную
одежду, а так, как они считают нужным. Если
историк средние века представляет, он может,
например, в маскарадные латы нарядиться…
А вечером был большой концерт.
В первом отделении учителя тянули жребий, и
каждому доставалось какое-нибудь задание. Мне,
например, нужно было спеть “Вдоль по Питерской”.
Во втором отделении, помню, учителей как бы
вызывали к доске – что-то шутливое отвечать…
И все это происходит в жуткой глухомани – в селе
Зыбкое Кировоградской области. Это такие выселки
староверов. Туда после Ясных Зорь сослали и
Щетинина…
…Главная заслуга Михаила Петровича в том, что он
дает людям (и учителям, и ученикам) возможность
двигаться каждому в своей манере.
Сейчас в своей теперешней школе-интернате он, на
мой взгляд, делает сельского интеллигента,
который от земли не оторван. У его учеников есть
место, где они и на земле работают, и животных
разводят. И кролики, и лошади, по-моему, у них там
есть. Они и дом (школу) себе построили сами – в
виде терема. Он растит настоящих сельских
жителей – без курева, без мата, без пьянки.
Насколько я знаю, у него в школе нет ни
телевизора, ни радио. Но по-прежнему – музыка,
художество. И эти дети, когда они вырастают, то в
своих собственных семьях зажигают те же
огонечки…
Лидию ФИЛЯКИНУ
на бегу расспросила
Мария ГАНЬКИНА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|