МЛАДШАЯ ШКОЛА
Сентябрь уже перевалил за половину.
Где-то в далеком далеке первый звонок и
общешкольная линейка, где счастливые
первоклассники декламировали детские стихи и
были героями дня. Теперь наступили будни. И
вместе с первыми холодными дождями полились и
первые слезы над неудавшейся буквой. Сейчас
новоиспеченным ученикам особенно нужна
поддержка и помощь взрослых, чтобы радостная
готовность учиться не улетучилась. Давайте
освежим знания детской психологии, давайте
расставим мебель в классе с умом, давайте больше
играть с шестилетками и без оглядки прощать им
школьные промахи. Давайте просто, ни за что, не
ради отметок любить этих великих маленьких
тружеников. И пусть их школьная одиссея окажется
не только трудной, но и захватывающе интересной!
Трудности первых дней
Адаптация к школе – часто она
оказывается тяжелее самого учения. Чем можно
помочь ребенку?
Сентябрь – октябрь – самое трудное
время для первоклассников. Идет постепенное
привыкание к школе, и каждый маленький ученик
сталкивается на этом пути со множеством проблем,
на которые реагирует по-своему. Задача взрослых
на этом этапе школьной жизни – не ужасаться, не
ускорять превращение дошкольника в школьника, а
быть рядом и помогать незаметно. Ничего
особенного, множество житейских мелочей, но
именно они спасают от страха перед школой. Надо
лишь серьезнее углубиться в особенности
возрастной психологии первоклашек, если мы уже
сами забыли, как это бывает трудно вначале…
Первоклассник: штрихи к портрету
В это время одни дети могут быть очень шумными,
крикливыми, без удержу носятся по коридорам,
отвлекаются на уроках, даже могут вести себя
развязно с учителями: дерзить, капризничать.
Другие очень скованны, робки, стараются
держаться незаметно, при малейшей неудаче или
замечании плачут. У некоторых детей нарушается
сон, аппетит, появляется интерес к занятиям,
предназначенным для очень маленьких детей. Резко
увеличивается количество заболеваний. Некоторые
дети к середине дня оказываются уже
переутомленными, поскольку школа для них
является стрессогенным фактором, на протяжении
дня у них не бывает возможности полного
расслабления. У некоторых детей по утрам
возникает рвота.
Чтобы определить, как можно помочь ребенку
адаптироваться в школе, надо знать некоторые
психологические особенности возраста
6–7-летнего ребенка. На этом возрастном этапе
повышается подвижность нервных процессов,
отмечается большее, чем у дошкольников,
равновесие процессов возбуждения и торможения.
Но процессы возбуждения все еще превалируют над
процессами торможения, что определяет такие
характерные особенности младших школьников, как
непоседливость, повышенная активность, сильная
эмоциональная возбудимость. В физиологическом
плане надо отметить, что в 6–7-летнем возрасте
созревание крупных мышц опережает развитие
мелких, и поэтому детям легче выполнять
сравнительно сильные, размашистые движения, чем
те, которые требуют большой точности, поэтому
дети быстро устают при выполнении мелких
движений при письме. В целом большинство детей
испытывают высокую утомляемость, вызванную еще и
дополнительными, не свойственными для данного
возраста школьными нагрузками (приходится много
сидеть, вместо того чтобы двигаться, что жизненно
необходимо ребенку этого возраста).
Работоспособность маленького ученика резко
падает через 25–30 минут после начала урока и
может резко снизиться на втором уроке. Кроме
того, дети сильно утомляются при повышенной
эмоциональной насыщенности уроков и
мероприятий.
Развитие мышления способствует появлению нового
свойства личности ребенка – рефлексии, то есть
осознания себя, своего положения в семье, классе,
оценки себя как ученика: хороший – плохой. Эту
оценку “себя” ребенок черпает из того, как
относятся к нему окружающие, близкие люди.
Согласно концепции известного американского
психолога Эриксона, в этот период у ребенка
формируется такое важное личностное
образование, как чувство социальной и
психологической компетентности или при
неблагоприятных условиях – социальной и
психологической неполноценности.
На что жалуетесь?
В практике нередки случаи, когда трудности
адаптации ребенка в школе связаны с отношением
родителей к школьной жизни ребенка. Это, с одной
стороны, страх родителей перед школой, боязнь,
что ребенку в школе будет плохо: “Будь моя воля, я
бы никогда не отдала его в школу, мне до сих пор
снится моя первая учительница в кошмарных снах”.
С другой стороны, это ожидание от ребенка только
очень хороших, высоких достижений и активное
демонстрирование ему недовольства тем, что он не
справляется, что чего-то не умеет. В период
начального обучения происходит изменение в
отношении взрослых к детям, к их успехам и
неудачам. “Хорошим” считается ребенок, который
успешно учится, много знает, легко решает задачи
и справляется с учебными заданиями. К неизбежным
в начале обучения трудностям не ожидавшие этого
родители относятся отрицательно. Под влиянием
таких оценок у ребенка понижается уверенность в
себе, повышается тревожность, что приводит к
ухудшению и дезорганизации деятельности. А это
ведет к неуспеху, неуспех усиливает тревогу,
которая опять же дезорганизует его деятельность.
Ребенок хуже усваивает новый материал, навыки, и,
как следствие, закрепляются неудачи, появляются
плохие отметки, которые опять вызывают
недовольство родителей, и так, чем дальше, тем
больше, и разорвать этот порочный круг
становится все труднее. Неуспешность становится
хронической.
Другая наиболее распространенная проблема –
уход от деятельности. Ребенок сидит на уроке и в
то же время как бы отсутствует, не слышит
вопросов, не выполняет задания учителя. Это не
связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на
посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в
свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто
с детьми, которые не получают достаточного
внимания, любви и заботы со стороны взрослых.
Игры в уме становятся основным средством
удовлетворения игровой потребности и
потребности во внимании. В случае своевременной
коррекции ребенок редко попадает в отстающие.
Таким детям нужно дать возможность больше
заниматься лепкой, рисованием, конструированием,
обеспечить им внимание и успех в этой
деятельности.
В противном случае, привыкнув удовлетворять свои
потребности в фантазиях, ребенок мало обращает
внимания на неудачи в реальной деятельности, у
него не формируется высокий уровень тревожности.
А это препятствует реализации способностей
ребенка и приводит к пробелам в знаниях.
Однако наиболее распространены в период
адаптации к школе жалобы не на плохую учебу, а на
плохое поведение, что характерно для детей с
высокой потребностью во внимании со стороны
окружающих. Взрослые наказывают, но таким
образом эффект достигается парадоксальный: те
формы обращения, которые взрослые используют для
наказания, оказываются для ребенка поощрением,
поскольку он нуждается в любом проявлении
внимания. Истинное наказание для него –
отсутствие внимания.
Еще одна проблема парадоксальным образом
связана с высоким уровнем развития речи ребенка.
Многие родители считают, что речь – важный
показатель психического развития, и прилагают
большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и
гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды
деятельности, которые вносят основной вклад в
умственное развитие (ролевые игры, рисование,
конструирование), оказываются на заднем плане.
Бойкая речь, отчетливые ответы на вопросы
привлекают внимание взрослых, которые высоко
оценивают ребенка. Но с началом обучения в школе
обнаруживается, что ребенок не способен решать
задачи, а деятельность, которая требует
образного мышления, вызывает трудности. Не
понимая, в чем причина, родители склонны к
двойным крайностям: обвиняют учителя в
непрофессионализме или давят на ребенка
повышенными требованиями. А на самом деле нужно
немного – больше времени уделять рисованию,
играм, собиранию различных мозаик и моделей.
Еще более грустная ситуация, когда ребенок,
пошедший в школу, к школе не готов. Такой
“психологический дошкольник” не считает важным
и серьезным требования школы, поэтому
тревожность не возникает, школьные оценки
беспокоят учителя и родителей, но не его.
Неуспехи не переживаются как травмирующие. Он
сам не замечает, как отстает все больше и больше.
Скорая родительская помощь
Понятно, что увиденные проблемы не решатся сами
собой. Нужно решать их как можно скорее, в самом
начале школьной жизни ребенка. Самый важный
результат такой помощи – восстановление у
ребенка положительного отношения к повседневной
школьной деятельности. Ребенку, начинающему
обучение в школе, необходима моральная и
эмоциональная поддержка. Его надо не просто
хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не
ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то
делает. Но ни в коем случае не сравнивать его
посредственные результаты с эталоном, то есть с
требованиями школьной программы, достижениями
других, более успешных учеников. Сравнивать
ребенка можно только с ним самим и хвалить только
за одно – улучшение его собственных результатов.
Родителям придется терпеливо ждать успехов, ибо
на школьных делах чаще всего и происходит
замыкание порочного круга тревожности. И пусть
школа еще очень долго останется сферой щадящего
оценивания. Лучше всего смещать фокус внимания с
учебы на отношения ребенка с другими детьми, на
подготовку и проведение школьных праздников,
дежурства, экскурсий. Благодаря такой
девальвации школьных ценностей можно
предупредить самый отрицательный результат –
неприятие, отвержение школы, которое в
подростковом возрасте может перейти в
асоциальное поведение.
По материалам сайта Новосибирской
открытой образовательной сети www.websib.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|