ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ПОВЕСТКА ДНЯ
«Изменения не должны совершаться
силовым методом»
Министры России и Германии обсудили
общее видение образовательных реформ
12 сентября министр образования и науки
РФ Андрей Фурсенко провел переговоры с министром
образования и научных исследований Германии
Энгельгард Бульман.
Накануне Президент России Владимир Путин и
канцлер Германии Герхард Шредер сделали
совместное заявление о стратегическом
партнерстве в области образования, научных
исследований и инноваций. На своей встрече
министры договаривались о конкретных условиях
партнерства и провели по ее итогам совместный
брифинг для прессы.
Андрей Фурсенко и Энгельгард Бульман
начали не с образования, а с науки. Министры
рассказали о том, что в этой сфере уже заключены
межведомственные соглашения, определяющие
основные направления сотрудничества. Это
лазерные технологии, морские и полярные
исследования, информатика, защита окружающей
среды, биотехнологии. Сейчас прорабатывается
вопрос о создании Центра трансфера технологий,
ведутся переговоры по участию германских
организаций в реализации многостороннего
проекта Международного биотехнологического
технопарка на базе Пущинского научного центра
РАН.
Большое внимание на встрече было уделено
сотрудничеству в сфере профессионального
образования: подготовке кадров и
совершенствованию системы инженерного
образования в рамках Болонского процесса.
– Сотрудничество между инженерными вузами
России и Германии носит долговременный характер,
– сообщил ректор МГТУ им. Н.Э.Баумана Игорь
Федоров. – Ведутся совместные исследования,
обмен студентами, аспирантами, стажерами. В
дальнейшем нам следует расширять академическую
мобильность и приводить в соответствие учебные
планы и программы наших вузов.
– Болонский процесс – вопрос достаточно
чувствительный для России и Европы. Нам надо
отходить от его демонизации. Изменения не должны
совершаться силовым методом, – сказал Андрей
Фурсенко.
Развивая эту мысль, российский министр
подчеркнул, что «программы бакалавриата
подходят не для всех специальностей. Для
медицинских, творческих, некоторых инженерных
вузов следует сделать исключения. А университеты
сами должны принимать решение, какой подход для
них наиболее целесообразен».
– В Германии решения по Болонскому процессу
принимаются не на правительственном уровне, –
рассказала Энгельгард Бульман. – Все решают сами
вузы, обсуждают «за» и «против» планируемых
нововведений.
Федеральный министр образования и научных
исследований ФРГ отметила: вузам не дается
четких директив по тем или иным мероприятиям в
рамках Болонского процесса, никто не
ограничивает сроки их реализации, поскольку
главная цель европейской интеграции в сфере
высшего образования – обеспечение его высокого
качества.
Особая тема – законодательное регулирование
Болонского процесса, которое должно
осуществляться как на общеевропейском уровне,
так и на уровне каждой конкретной страны.
Андрей Фурсенко отчитался о том, как обстоят дела
в России:
– В настоящее время закон о многоуровневом
образовании обсужден в думских комитетах, внесен
в Правительство России, согласован со всеми
ведомствами и будет обсуждаться с регионами.
Надеемся, он будет рассмотрен во время осенней
сессии.
(Заметим, кстати, что на осеннюю сессию этот
законопроект не запланирован.)
Кроме того, как считает Андрей Фурсенко,
«квалификация бакалавра и магистра должна
адекватно восприниматься работодателями». По
его мнению, этот вопрос можно решить, дополняя
действующие законы квалификационными
требованиями к тем или иным специальностям.
Брифинг проходил в традиционном официальном
режиме, оба министра не скупились на улыбки и
взаимные благодарности в знак плодотворного
сотрудничества.
Однако после завершения брифинга, когда министры
выходили из зала, к Андрею Фурсенко неожиданно
подошла девушка и дала ему пощечину. Министр
образования и науки хотел объясниться с
обидчицей, но она быстро ушла, задерживать ее не
стали.
Представителям пресс-службы Минобрнауки удалось
выяснить некоторые обстоятельства инцидента:
девушка оказалась студенткой МГУ, членом
Национал-большевистской партии (НБП).
Предъявленное ею удостоверение журналиста
оказалось фальшивым.
Об инциденте тут же сообщили все СМИ. Мотив
странной акции в большинстве из них трактовался
как протест нацболов против нынешнего состояния
науки и образования.
Ольга ДАШКОВСКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|