Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ 

Владимир СЕВРЮГИН

Татьяна Бабушкина. «Секретики» детства

Киев. «Редакция общепедагогических газет», 2005

Татьяна Бабушкина. «Секретики» детства

«Мы всей своей взрослой цивилизацией вымываем из себя ту сложность восприятия, которая хранится только что пришедшим в мир ребенком, – пишет в своей книге Татьяна Бабушкина. – То, что для взрослых давно известно, привычно, обрело уже отвлеченный смысл, для ребенка полно тайн и чудес».
«”Секретики” детства» – это книга о таком понимании вещей, таких средствах, с помощью которых любой взрослый человек может найти контакт с любым маленьким человеком. А это очень непросто. Татьяна Бабушкина призывает посмотреть детскими глазами на, казалось бы, такие обыденные и привычные взрослым вещи, как воздух, огонь, вода, песок, – эти «вечные детали бытия и быта».
А пространство? Автор предлагает дать ребенку в руки небольшую раму, и пусть дети не спеша походят, побродят по обжитой комнате и сквозь раму попытаются кадрировать видимое. В раму может попасть все что угодно: и зимнее окно, и группа любимых игрушек – все это уникальные жизненные кадры. Эта мгновенная, прозрачная живопись окружающего быта научит совершенно другому видению простых вещей в пространстве.
А время? «Наша жизнь приучает детей к тому, что долго – это плохо. Убыстрение темпа воплощено в сленговом подростковом “короче…”, но чем раньше мы начнем воспитывать в наших детях нормальное отношение к спокойному, вдумчивому ритму, тем скорее они перестанут не успевать в чем-либо… Есть два рецепта, лечащие от убыстрения. Увести ребенка в событийно яркое время прогулки, и тогда оно само промчится, как мгновение, но доставит радость своей скоротечностью. Или погрузить его во время глубинное, когда вы с ним в одной точке, и ничего вроде не происходит, вы просто читаете или нашептываете малышу что-то незначительное, но минуты застыли… Это совместное внутреннее время. Память о нем сохраняется на долгие годы жизни. В этом растянутом времени и созревают внутренние диалоги».
Татьяна Бабушкина пишет о том, что привычка жить в контакте с детьми и детством жизненно важна не только для маленьких, но и для самих взрослых. Невозможно приобщить растущего человека к ценностям взрослого мира, не признавая, небрежно относясь к ценностям детства. Для детей как воздух нужна атмосфера – атмосфера праздника, пира, театра. Ведь в суетности и жесткости конструкций взрослого мира забывается: детство это не время, не период, а состояние.
В главах «Как ходить в гости», «Философия пира», «Подарковая культура» автор рассказывает о своих наблюдениях за поведением и детей, и взрослых в обыденных ситуациях, дает замечательные советы, «потому что в пространствах человеческих отношений упущение даже самых маленьких, веками выработанных деталей вдруг начинает менять смыслы или просто вымывать их». Так, опыт гостеприимства и гостевания целиком состоит из этих важных мелочей, и Татьяна Бабушкина советует: «Вместе оговорите, как поздороваться, как узнать, куда можно, а куда нельзя, что можно брать, а что нет, как попрощаться. Будьте осторожны. Дарования и гостя, и хозяина легко спугнуть замечанием при всех, высказыванием об оплошности. А что еще хуже – спешностью: скажите, что подгорелый пирог приготовлен ночью на костре, потому и пахнет дымом…»
«Как счастлив ребенок, которого уставший взрослый терпит на кухне! Ведь именно там происходит соединение внешнего мира с внутренним миром ребенка. Именно в это время ребенок мудро связывает два своих самых насущных и неотъемлемых жизненных смысла – еду и игру».
В главе «Подарковая культура» Татьяна Бабушкина пишет о таланте дарения, о том, что творчество дарящего чем-то схоже с творчеством поэта, что подарок «не только подчеркивает единственность того, к кому он направлен, но закрепляет неповторимость отношений и тайну тех двух, которые в ней участвовали». Прочитав эту главу, наверное, уже никогда не захочется «отдариваться».
«Судьба Ребенка и судьба Детства – категории одинаково живые и неповторимые. Ибо опыт, особенно середины XX века, показал, как дети связаны с отношением взрослых не только к каждому из них конкретно, но и к самому Детству».
Книгу эту можно читать вслух, можно размышлять вместе с автором, но лучше всего в нее «играть» – так много в ней предложено замечательных игр и наблюдений.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru