РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ
Татьяна Бабушкина. «Секретики»
детства
Киев. «Редакция общепедагогических
газет», 2005
«Мы всей своей взрослой цивилизацией
вымываем из себя ту сложность восприятия,
которая хранится только что пришедшим в мир
ребенком, – пишет в своей книге Татьяна
Бабушкина. – То, что для взрослых давно известно,
привычно, обрело уже отвлеченный смысл, для
ребенка полно тайн и чудес».
«”Секретики” детства» – это книга о таком
понимании вещей, таких средствах, с помощью
которых любой взрослый человек может найти
контакт с любым маленьким человеком. А это очень
непросто. Татьяна Бабушкина призывает
посмотреть детскими глазами на, казалось бы,
такие обыденные и привычные взрослым вещи, как
воздух, огонь, вода, песок, – эти «вечные детали
бытия и быта».
А пространство? Автор предлагает дать ребенку в
руки небольшую раму, и пусть дети не спеша
походят, побродят по обжитой комнате и сквозь
раму попытаются кадрировать видимое. В раму
может попасть все что угодно: и зимнее окно, и
группа любимых игрушек – все это уникальные
жизненные кадры. Эта мгновенная, прозрачная
живопись окружающего быта научит совершенно
другому видению простых вещей в пространстве.
А время? «Наша жизнь приучает детей к тому, что
долго – это плохо. Убыстрение темпа воплощено в
сленговом подростковом “короче…”, но чем
раньше мы начнем воспитывать в наших детях
нормальное отношение к спокойному, вдумчивому
ритму, тем скорее они перестанут не успевать в
чем-либо… Есть два рецепта, лечащие от
убыстрения. Увести ребенка в событийно яркое
время прогулки, и тогда оно само промчится, как
мгновение, но доставит радость своей
скоротечностью. Или погрузить его во время
глубинное, когда вы с ним в одной точке, и ничего
вроде не происходит, вы просто читаете или
нашептываете малышу что-то незначительное, но
минуты застыли… Это совместное внутреннее
время. Память о нем сохраняется на долгие годы
жизни. В этом растянутом времени и созревают
внутренние диалоги».
Татьяна Бабушкина пишет о том, что привычка жить
в контакте с детьми и детством жизненно важна не
только для маленьких, но и для самих взрослых.
Невозможно приобщить растущего человека к
ценностям взрослого мира, не признавая, небрежно
относясь к ценностям детства. Для детей как
воздух нужна атмосфера – атмосфера праздника,
пира, театра. Ведь в суетности и жесткости
конструкций взрослого мира забывается: детство
это не время, не период, а состояние.
В главах «Как ходить в гости», «Философия пира»,
«Подарковая культура» автор рассказывает о
своих наблюдениях за поведением и детей, и
взрослых в обыденных ситуациях, дает
замечательные советы, «потому что в
пространствах человеческих отношений упущение
даже самых маленьких, веками выработанных
деталей вдруг начинает менять смыслы или просто
вымывать их». Так, опыт гостеприимства и
гостевания целиком состоит из этих важных
мелочей, и Татьяна Бабушкина советует: «Вместе
оговорите, как поздороваться, как узнать, куда
можно, а куда нельзя, что можно брать, а что нет,
как попрощаться. Будьте осторожны. Дарования и
гостя, и хозяина легко спугнуть замечанием при
всех, высказыванием об оплошности. А что еще хуже
– спешностью: скажите, что подгорелый пирог
приготовлен ночью на костре, потому и пахнет
дымом…»
«Как счастлив ребенок, которого уставший
взрослый терпит на кухне! Ведь именно там
происходит соединение внешнего мира с
внутренним миром ребенка. Именно в это время
ребенок мудро связывает два своих самых насущных
и неотъемлемых жизненных смысла – еду и игру».
В главе «Подарковая культура» Татьяна Бабушкина
пишет о таланте дарения, о том, что творчество
дарящего чем-то схоже с творчеством поэта, что
подарок «не только подчеркивает единственность
того, к кому он направлен, но закрепляет
неповторимость отношений и тайну тех двух,
которые в ней участвовали». Прочитав эту главу,
наверное, уже никогда не захочется
«отдариваться».
«Судьба Ребенка и судьба Детства – категории
одинаково живые и неповторимые. Ибо опыт,
особенно середины XX века, показал, как дети
связаны с отношением взрослых не только к
каждому из них конкретно, но и к самому Детству».
Книгу эту можно читать вслух, можно размышлять
вместе с автором, но лучше всего в нее «играть» –
так много в ней предложено замечательных игр и
наблюдений.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|