УРОКИ БЕЗ ЗВОНКА
Еще совсем недавно
казалось, что без помощи школы дать ребенку
нормальное образование невозможно.
И какие бы минусы ни несла с собой школьная жизнь,
родители закрывали на это глаза – ради будущего
своих детей.
И вдруг в условиях открытого информационного
общества случился неожиданный поворот. Все
большее количество родителей начали вообще
отказываться от услуг школы. Потому что
оказалось, что в современном мире решение
традиционных школьных задач («знания – умения –
навыки») вовсе не требует школьного формата.
Всего этого можно добиться, не прибегая к помощи
специально обученных педагогов и традиционных
школьных методик. И к тому же – без
сопровождающих школьное обучение
психологических издержек.
Таким образом, нарастающее в мире движение
домашнего образования стало не только зеркалом
школьных проблем, но и вызовом, который
современное информационное общество бросает
школе.
Мы все больше и больше живем в мире, в котором у
школы уже нет монополии на образование. И потому
динамичность школы, способность ставить новые
образовательные цели и создавать новое учебное
содержание – единственное условие ее
полноценного выживания.
«Нешкольники»: как ими становятся, кто
их учит и какими они вырастают
Консультант по педагогике, ведущая
сайта «Natural MathTM для самых маленьких» (http://www.naturalmath.com/baby/russian)
Мария ДРУЖКОВА уже давно занимается семейным
образованием. Она открыла на сайте «Живого
журнала» странички, посвященные проблемам
нешкольного обучения (http://www.livejournal.com/users/maria_d/57573.html),
где отвечает всем желающим на интересующие их
вопросы.
Что заставляет родителей учить детей
дома?
«Заставляют» – это как раз в школе.
Например, у ребенка подвижное внимание, и в школе
ему приходится тяжело. Родители же устраивают
ему уроки, скажем, на батуте, и успеваемость резко
идет вверх.
Часто приходится переходить на нешкольное
учение родителям одаренных детей, которым в
школе нестерпимо скучно. Бывают еще дети, для
которых групповое общение не подходит, и случаев
перехода на нешкольное обучение после
повторяющихся избиений ребенка предостаточно.
Ну и общее низкое качество школьного обучения
подталкивает многих родителей искать
альтернативы.
Очень многие родители выбирают нешкольное
учение по более «позитивным» причинам, не из
необходимости избегать проблем, а из стремления
к чему-то. Например, что особенно относится к
начальным классам – чтоб дети были ближе к семье,
чтоб семья была целее, вместе. Еще пример: когда
родители разбираются в педагогике и считают, что
могут организовать интересную программу своему
ребенку. Еще: когда ребенок проявляет сильный
интерес к конкретной области. И родители создают
ребенку среду, максимально поддерживающую
именно этот интерес. Еще: когда у ребенка
развитые и многочисленные интересы и родители
хотят это поддержать.
Кто играет роль учителя в домашнем
обучении?
Родители, чаще один из них, играют роль
«менеджеров», которые строят учение на основе
разных источников. Например, ребенок может
учиться с помощью родителей, с помощью
компьютерных программ или книг, с помощью
руководителей курсов и кружков, с помощью других
детей, с помощью руководителей бизнеса, где
ребенок работает «подмастерьем», с помощью
репетиторов, с помощью взрослых друзей, с
которыми ребенок затевает общие проекты, и так
далее.
Не вырастают ли от этого инфантильные
дети, которых охраняли от «всех угроз и напастей
злой жизни»?
Как правило, дети-нешкольники сильнее
погружены в «реальную жизнь» по сравнению со
школьниками. Их показатели зрелости, по
исследованиям, выше: они попросту больше
общаются со взрослыми и их миром.
Например, ребенок с большей вероятностью
участвует в настоящих делах родителей или их
друзей. Нешкольники часто работают в музеях и
библиотеках; тусуются в университетах; помогают
родителям и знакомым в проектах вроде построения
дома, или организации средневековой ярмарки, или
разведения кроликов, или построения гоночной
машины в гараже. У нешкольников на участие в
общественной жизни больше времени и сил.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|