Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УРОКИ БЕЗ ЗВОНКА 
 

Фото А.СТЕПАНОВАЕще совсем недавно казалось, что без помощи школы дать ребенку нормальное образование невозможно.
И какие бы минусы ни несла с собой школьная жизнь, родители закрывали на это глаза – ради будущего своих детей.
И вдруг в условиях открытого информационного общества случился неожиданный поворот. Все большее количество родителей начали вообще отказываться от услуг школы. Потому что оказалось, что в современном мире решение традиционных школьных задач («знания – умения – навыки») вовсе не требует школьного формата. Всего этого можно добиться, не прибегая к помощи специально обученных педагогов и традиционных школьных методик. И к тому же – без сопровождающих школьное обучение психологических издержек.
Таким образом, нарастающее в мире движение домашнего образования стало не только зеркалом школьных проблем, но и вызовом, который современное информационное общество бросает школе.
Мы все больше и больше живем в мире, в котором у школы уже нет монополии на образование. И потому динамичность школы, способность ставить новые образовательные цели и создавать новое учебное содержание – единственное условие ее полноценного выживания.  

«Нешкольники»: как ими становятся, кто их учит и какими они вырастают

Консультант по педагогике, ведущая сайта «Natural MathTM для самых маленьких» (http://www.naturalmath.com/baby/russian) Мария ДРУЖКОВА уже давно занимается семейным образованием. Она открыла на сайте «Живого журнала» странички, посвященные проблемам нешкольного обучения (http://www.livejournal.com/users/maria_d/57573.html), где отвечает всем желающим на интересующие их вопросы.

Что заставляет родителей учить детей дома?

«Заставляют» – это как раз в школе. Например, у ребенка подвижное внимание, и в школе ему приходится тяжело. Родители же устраивают ему уроки, скажем, на батуте, и успеваемость резко идет вверх.
Часто приходится переходить на нешкольное учение родителям одаренных детей, которым в школе нестерпимо скучно. Бывают еще дети, для которых групповое общение не подходит, и случаев перехода на нешкольное обучение после повторяющихся избиений ребенка предостаточно. Ну и общее низкое качество школьного обучения подталкивает многих родителей искать альтернативы.
Очень многие родители выбирают нешкольное учение по более «позитивным» причинам, не из необходимости избегать проблем, а из стремления к чему-то. Например, что особенно относится к начальным классам – чтоб дети были ближе к семье, чтоб семья была целее, вместе. Еще пример: когда родители разбираются в педагогике и считают, что могут организовать интересную программу своему ребенку. Еще: когда ребенок проявляет сильный интерес к конкретной области. И родители создают ребенку среду, максимально поддерживающую именно этот интерес. Еще: когда у ребенка развитые и многочисленные интересы и родители хотят это поддержать.

Кто играет роль учителя в домашнем обучении?

Родители, чаще один из них, играют роль «менеджеров», которые строят учение на основе разных источников. Например, ребенок может учиться с помощью родителей, с помощью компьютерных программ или книг, с помощью руководителей курсов и кружков, с помощью других детей, с помощью руководителей бизнеса, где ребенок работает «подмастерьем», с помощью репетиторов, с помощью взрослых друзей, с которыми ребенок затевает общие проекты, и так далее.

Не вырастают ли от этого инфантильные дети, которых охраняли от «всех угроз и напастей злой жизни»?

Как правило, дети-нешкольники сильнее погружены в «реальную жизнь» по сравнению со школьниками. Их показатели зрелости, по исследованиям, выше: они попросту больше общаются со взрослыми и их миром.
Например, ребенок с большей вероятностью участвует в настоящих делах родителей или их друзей. Нешкольники часто работают в музеях и библиотеках; тусуются в университетах; помогают родителям и знакомым в проектах вроде построения дома, или организации средневековой ярмарки, или разведения кроликов, или построения гоночной машины в гараже. У нешкольников на участие в общественной жизни больше времени и сил.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru