УРОКИ БЕЗ ЗВОНКА
Еще совсем недавно
казалось, что без помощи школы дать ребенку
нормальное образование невозможно.
И какие бы минусы ни несла с собой школьная жизнь,
родители закрывали на это глаза – ради будущего
своих детей.
И вдруг в условиях открытого информационного
общества случился неожиданный поворот. Все
большее количество родителей начали вообще
отказываться от услуг школы. Потому что
оказалось, что в современном мире решение
традиционных школьных задач («знания – умения –
навыки») вовсе не требует школьного формата.
Всего этого можно добиться, не прибегая к помощи
специально обученных педагогов и традиционных
школьных методик. И к тому же – без
сопровождающих школьное обучение
психологических издержек.
Таким образом, нарастающее в мире движение
домашнего образования стало не только зеркалом
школьных проблем, но и вызовом, который
современное информационное общество бросает
школе.
Мы все больше и больше живем в мире, в котором у
школы уже нет монополии на образование. И потому
динамичность школы, способность ставить новые
образовательные цели и создавать новое учебное
содержание – единственное условие ее
полноценного выживания.
А дома учиться лучше!
К такому выводу приходят не только
дети, но и родители
Семейное образование (homeschooling)
перестает быть чем-то экзотичным. Если семь лет
назад, например, в Москве можно было, что
называется, по пальцам пересчитать родителей,
решившихся учить своего ребенка дома, то теперь
более тысячи москвичей предпочли семейную форму
обучения. «Среди моих знакомых сегодня таких
семей много», – рассказывает жительница города
Санкт-Петербурга, ведущая сайта «Рождение без
насилия» Ксения Подорова.
Мировые тенденции и управленческий
консерватизм
Развитие homeschooling – общемировая
тенденция. В последние десятилетия прошлого века
оно распространилось в США, Канаде, Австралии,
Японии, Испании, Швеции (всего в 45 странах).
И вот теперь процесс пришел к нам. Правда, за
пределами российских мегаполисов семейное
образование встречается редко. Но не потому, что
у провинциальных жителей нет интереса к homeschooling.
Вот что показал опыт распространения Ксенией
Подоровой интернет-рассылки, посвященной
проблемам семейного образования: «Мои
подписчики часто сожалели о том, что они не могут
обучать ребенка дома. В регионах это трудно
делать из-за сопротивления руководителей
органов образования и директоров школ. Директора
обычно отказываются от «экспериментов» – как
они отказывались в Москве и Питере лет десять
назад. Школьные руководители говорят: “Мы это не
практикуем. Ищите другую школу”».
«Нередки случаи, когда из крупных региональных
центров людям приходится ездить в школы других
городов, чтобы аттестовать ребенка», – досадует
директор московского Центра семейного
образования Игорь Чапковский.
Напрашивается аналогия с Соединенными Штатами,
где homeschooling на первых порах тоже натолкнулось на
сильное сопротивление властей. И, как пишет
живущий в США публицист Владимир Ошеров, «было
много случаев принудительного возвращения детей
в школы, но родители не сдавались, и в ходе ряда
выигранных ими судебных дел в нескольких штатах
были созданы прецеденты, под защитой которых
домашнее образование продолжало расти по всей
Америке».
Статистические данные, отражающие поразительную
динамику развития семейного образования, были
распространены информационным агентством Washington
ProFile: «В 1984 году примерно 50 тыс. американских
детей учились дома. В 1988 году их количество
увеличилось до 300 тыс. В 1993 году домашнее
образование стало нормой на всей территории США.
По оценкам Ассоциации защиты домашних школ (Home
School Legal Defense Association), ежегодно число учащихся
«домашних школ» увеличивается на 15%».
«Первоклассникам и не снилось…»
За последние годы в России изменился
взгляд родителей на семейное образование.
«Раньше взрослые шли на такой «экстрим», только
если видели, что их ребенок по каким-то причинам
не может учиться «как все», – делится своими
наблюдениями Ксения Подорова. – Теперь папы и
мамы детей, у которых нет никаких
«противопоказаний» к учебе в школе, начали
рассматривать домашнее обучение как вполне
реальную и привлекательную альтернативу». И
таких семей становится все больше. Это
становится заметно, если регулярно заглядывать
на различные «родительские» сайты и форумы.
Почему же многие родители предпочитают семейное
образование школьному?
Ответ легко обнаружить, если внимательно
вчитаться в высказывания родителей
«нешкольников» на тех же тематических сайтах
(www.familyeducation.ru, www.egodarling.ru, www.tropinki.hut1.ru, www.birth.ft.inc.ru,
www.vedrus.narod.ru, www.livejournal.com/community/ru_unschooling и др).
Вот типичное суждение: «Мне кажется, что школа не
успевает за изменениями, которые происходят в
окружающем мире. Меняется стиль жизни, меняются
ценности, меняются способы получения информации
и ее объемы. А в школе как будто все еще прошлый
век... Я иногда размышляю: ну что дает
современному человеку умение отсчитать 5
клеточек от края страницы и нарисовать красивый
крючочек? Когда моя младшая дочь вырастет, вряд
ли ей когда-либо понадобится такой экзотический
навык. Так зачем ей идти в школу и целый год, изо
дня в день, не шевелясь по 45 минут подряд,
рисовать крючочки? Она за этот год перечитает
такое количество книг и найдет столько
интересной информации по любым вопросам в
интернете, что первоклассникам и не снилось».
Здесь же мы встретим неприятие привычных методик
обучения, основанных на запоминании. Развитие
самостоятельного мышления на уроках, по мнению
сторонников homeschooling, как правило, вторичная
задача. «Слишком велико количество педагогов,
«читающих по учебнику». Многие считают, что
индивидуализация обучения в большинстве школ
остается декларацией. Элементарная логика
говорит, что если разделить 40 мин. (длительность
урока ) на 20 учеников, то в лучшем случае только 2
мин. за урок учитель сможет уделить внимание
вашему чаду».
Семейное образование восполняет эти, мягко
говоря, пробелы, предоставляя родителям
возможность строить обучение ребенка в
соответствии с его индивидуальными
особенностями. «Родители получают свободу
выбора педагогов, учебников, – отмечает Игорь
Чапковский. – Ребенок может осваивать знания в
своем темпе, проходя учебный материал медленнее
либо, напротив, быстрее сверстников, высвобождая
время для других дел. Вообще в нашем центре мы
говорим: каждый ребенок достоин того, чтобы для
него создать его учебный план и даже его
методику. Это, конечно, идеальная цель, к которой
надо стремиться. Но при этом мы ставим вполне
реальные задачи. Скажем, научить ребенка
самостоятельно добывать знания».
Катализатор перемен
Распространение homeschooling – это
свидетельство увеличения числа активных
родителей, готовых вкладывать свои силы и время в
то, чтобы их дети получили качественное
современное образование. Причем речь идет о
наиболее продвинутых родителях, которые раньше и
лучше других улавливают тенденции общественного
развития.
С другой стороны, рост числа приверженцев
семейного образования может служить показателем
неблагополучия в государственной системе
образования. Это «звонок» для образовательных
управленцев: в отношении общества к школе
проявляется все больше негатива. Многие уже не
рассматривают обучение в школе как нужное и
полезное занятие.
Пока «нешкольников» мало, в профессиональном
педагогическом сообществе это явление просто не
принимают всерьез. Но по мере того как homeschooling
получает все более широкое распространение и
доказывает свои преимущества, ситуация меняется.
Когда в центральных изданиях появляются
сообщения о том, что «уровень знаний homeschooling в
целом не ниже, а выше уровня учеников
государственных школ» или что в таком-то году
«“домашние” заняли первое, второе и третье
места в общенациональном конкурсе грамотности»,
эти факты трудно оставить без внимания. Это не
только удар по престижу государственного
образования. Это повод задуматься: «Что неладно в
школе?» А главное, «как улучшить положение дел?..».
Таким образом, семейное образование становится
катализатором перемен. К примеру, в США с
развитием homeschooling возрастала роль родителей в
жизни государственных школ. Были законодательно
закреплены права родителей участвовать в
определении школьных правил и законов,
включаться в образовательный процесс в качестве
помощников учителей, влиять на кадровую
политику... Согласно закону родители –
«полноправные сотрудники школы».
Подчеркнем, в кризисные и переходные периоды
homeschooling, частные школы, экстернат, дистанционная
и другие «альтернативные» формы обучения не
только занимают те образовательные ниши, которые
обычная школа по природе своей занять не может,
но и становятся мощным катализатором позитивных
изменений в образовании.
Интересно, что некоторые российские школы уже
используют педагогические наработки homeschooling.
Так, в московской школе № 71 домашние задания
даются не к следующему уроку, а на две недели. И
каждый ребенок сам распределяет время
выполнения задания. А помогают ему в этом
учителя-консультанты. Эта внеурочная работа
проходит в форме предметных лабораторий, которых
в школе около 30.
Но пока подобные примеры единичны. Чтобы
выполнять свое назначение, росткам нового
образования требуется поддержка государства.
Почему так мало школ хотят сотрудничать с
родителями «нешкольников»? Для школы аттестация
«домашних» – это дополнительная нагрузка,
морока, которая никак не стимулируется
материально. Учителям за это не платят. «Какая у
нас беда? – рассказывает Игорь Чапковский. –
Родители договорились со школой. Назначили время
аттестации. Ребенок готовится, нервничает…
Пришли, а учительницы нет».
Еще одна серьезная проблема: осознавая
собственную неосведомленность в педагогических
вопросах, родители, при всем желании учить
ребенка дома, не решаются на это. В некоторых
странах существуют консультационные центры,
куда каждый родитель может приехать на несколько
дней и получить подробные рекомендации. У нас
таких центров практически нет.
Очевидно, государство не настроено на решение
этих проблем. Хуже того, дотации, которые,
согласно законодательству, должны были
выплачиваться из федерального бюджета родителям
«нешкольников», сейчас отменены пресловутыми
поправками к 122-му закону. Вопрос о дотировании
передан на усмотрение местных властей.
Остается надеяться, что семейное образование в
России будет развиваться, несмотря на отсутствие
поддержки государства. И еще на то, что наконец
произойдет пересмотр некоторых базовых
принципов образовательной политики.
Государственные мужи уйдут от тотального
увлечения масштабными реформами, нацеленными на
спешную трансформацию системы образования,
порождающую «монстров» вроде ЕГЭ, и озаботятся
созданием условий для развития институтов,
появляющихся естественным образом из
образовательных запросов общества. Одним из
таких институтов является семейное образование.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|