ПОВЕСТКА ДНЯ
Образование: чего нам ждать от
законодателей в осеннюю сессию
В Государственной думе началась осенняя
сессия. За этот период депутаты намерены
рассмотреть девять законопроектов, касающихся
образования. Что это за документы и каковы
перспективы их рассмотрения?
Сегодня мы публикуем список этих законопроектов
с комментариями заместителя руководителя
аппарата Комитета по образованию и науке
Владимира ЕФИМОВА.
О внесении дополнений в статью 16
Закона Российской Федерации «Об образовании» и в
статью 11 Федерального закона «О высшем и
послевузовском профессиональном образовании»
(в части внеконкурсного поступления в учебные
заведения среднего и высшего профессионального
образования)
Законопроект, подготовленный Советом Федерации,
предусматривает льготы при поступлении в вузы
для победителей региональных олимпиад.
Категория этих новых льготников будет не так уж
велика. Далеко не все из них поступают на
специальности, профиль которых совпадает с
олимпиадой (например, олимпиада по математике –
технический вуз).
В этом году, по данным Минобрнауки, по
результатам региональных предметных олимпиад на
соответствующие специальности в вузы поступили
только 22 человека. Остальные выбрали другой
профиль. Так что мы не видим особых проблем с этим
документом, его можно было бы принять и раньше.
О внесении изменений в Закон Российской
Федерации «Об образовании» (в части
нормативного регламентирования процесса
воспитания в государственных, муниципальных
образовательных учреждениях (организациях),
имеющих право деятельности на территории
Российской Федерации)
Данный законопроект разработан Законодательным
собранием Республики Карелии. Авторы предлагают
дополнить статьи Закона «Об образовании»
поправками, связанными с развитием
воспитательного процесса. Однако эта
законодательная инициатива представляется нам
избыточной, в Законе «Об образовании» четко
сказано, что воспитание является частью
образовательного процесса.
О внесении изменений в статьи 28 и 29 Закона
Российской Федерации «Об образовании» и в статью
24 Федерального закона «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании» (расширение
перечня вопросов, относящихся к компетенции
Российской Федерации и к компетенции субъектов
Российской Федерации в части распределения
выпускников государственных образовательных
учреждений профессионального образования)
Этот законопроект внесен членом Совета
Федерации А.В. Артюховым. Цель документа –
установить ответственность вузов за
трудоустройство выпускников по специальности.
Фактически это воплощение в жизнь советской идеи
обязательного распределения. Правда, пока еще не
подкрепленное механизмом возвратных субсидий.
Комитет этот законопроект поддерживает.
О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации в
целях обеспечения реализации конституционного
права граждан на получение высшего образования в
муниципальном образовательном учреждении
Цель законопроекта – восстановить статус
муниципальных вузов. 122-м законом были внесены
поправки в Закон «Об образовании», после которых
в нем остался только термин «федеральные
государственные вузы». Региональные вузы
сохраняются до 1 января 2007 года. А затем нужно
будет принять решение: остаются ли они в ведении
субъекта РФ или будут переданы на федеральный
уровень.
А как быть с муниципальными? В период
рассмотрения 122-го закона наш комитет вносил
соответствующие поправки, но они не были учтены в
полном объеме. Пока официального отзыва
правительства на этот законопроект не поступало,
но, по всей видимости, он пройдет без проблем.
О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации «Об образовании» и в
Федеральный закон «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании»
Этот законопроект касается создания
государственной системы контроля, качества и
надзора в сфере образования. Напомню, что Законом
«О высшем и послевузовском образовании»
предусмотрена ГАС – государственная
аттестационная служба. Но поскольку организация
такой структуры была бы слишком затратной,
решили пойти по другому пути.
У нас сейчас действует Федеральная служба по
надзору в сфере образования. Органы управления
образованием на местах имеют в своем составе
службы по контролю за качеством образования. Это
реально действующая разветвленная структура, и
для ее создания не потребуется дополнительных
затрат.
И вторая идея законопроекта – упрощение
процедуры государственного признания вузов.
Сейчас вузы должны проходить и лицензирование, и
аттестацию, и аккредитацию. Эта система
настолько сложна, что в ней путаются даже
профессионалы. Во избежание путаницы
предлагается объединить процедуры аттестации и
государственной аккредитации. Сохранение двух
процедур – лицензирования, разрешающего вести
образовательную деятельность, и аккредитации,
подтверждающей качество образования со стороны
государства, – соответствует правилам, принятым
в большинстве европейских стран.
Об основных положениях, о порядке
разработки и утверждения государственных
образовательных стандартов общего образования
Это многострадальный законопроект о
государственном стандарте. Его первое чтение
состоялось в июне 2002 года. Документ много раз
перерабатывался, мы считаем, что его можно
принять с изменениями и дополнениями.
О внесении изменений в статью 19 Закона
Российской Федерации «Об образовании» ( в
части определения порядка исключения
обучающихся из образовательных учреждений по
различным основаниям )
В этом законопроекте идет речь о том, что
исключать учащихся из школы можно лишь с 15 лет, и
никак не раньше. Но в связи с заявлением
президента о необходимости введения
обязательного 11-летнего образования мы считаем
эту законодательную инициативу несвоевременной.
О внесении изменения в статью 11 Федерального
закона «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании» (в части порядка
приема в аспирантуру)
Еще один законопроект, разработанный членом
Совета Федерации А.В.Артюховым, касается порядка
приема в аспирантуру. Автор предлагает открыть
доступ к научной деятельности только
специалистам и магистрам, а бакалавров в
аспирантуру не принимать. Среди членов нашего
комитета возникло немало споров по поводу этого
законопроекта, поэтому его решили отложить. В
лучшем случае – до конца ноября.
Дата рассмотрения пакета из пяти
правительственных законопроектов,
разработанных на основе «Приоритетных
направлений развития образования», пока не
определена. Среди них – уже нашумевшие
законопроекты о многоуровневой системе
образования (бакалавриат, специалитет,
магистратура) и о привлечении работодателей к
оценке качества образования. Пока процесс
задерживает правительство, от лица которого они
должны вноситься и рассматриваться.
«Первое сентября» будет внимательно
следить за рассмотрением образовательных
законопроектов в Госдуме и сообщать читателям
обо всех результатах этого процесса.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|