ПО ШКОЛЬНОМУ СЧЕТУ
Восемнадцать способов заработать
И это не предел, если дети и взрослые
вместе учатся хозяйствовать
Станция Анциферово располагается между
Москвой и Петербургом, в полутора часах езды от
Бологого. А область – Новгородская.
Педагогический маршрут из Новгорода в
Анциферовскую школу проторен давно. Ездят
туда-сюда профессор педагогического
университета, директор школы, председатель
районного комитета образования, учителя, дети…
Зачем? Об этом рассказывают директор Валентина
РЫЖЕНКОВА и куратор проектов школы, председатель
комитета образования Хвойнинского района
Валентина ЯКОВЛЕВА.
Песня о встречном
Сейчас у нас федеральная экспериментальная
площадка. А начиналось все с клуба «Диалог». На
станции Анциферово, прямо на вокзале, мы устроили
рабочий зал, место встреч школьников с успешными
и влиятельными людьми района: экономистами,
финансистами, сотрудниками администрации,
работниками культуры. Требование к участникам
встреч выдвигалось одно: создать открытую
ситуацию, остро поставить проблемы. Получился
передвижной клуб. В него охотно вступало и
взрослое анциферовское население. И надо было
как-то развиваться. Тогда мы попросили
педуниверситет о научном сопровождении
программы. И с тех пор пошла в нашей школе совсем
другая жизнь.
Лоток предпочтительнее магазина?
Создали общество цивилизованных производителей
услуг. Стали заниматься торгово-закупочной
деятельностью. И сразу же первое «стоп»: в
магазине обязательно должен быть кассовый
аппарат. Это мы узнали, когда работой школьного
магазина заинтересовалась налоговая инспекция.
В магазине, оказывается, нужен, а на лотке не
нужен. Значит, школьный лоток.
Пошли по самому примитивному пути: закупали в
Новгороде – где подешевле разведали – оптом
канцелярские товары, тетради разные и продавали
их ребятам с лотка прямо в школе с минимальной
наценкой. Продавцами были ребята. Они на практике
познавали премудрости торговых операций,
узнавали о стоимости, цене, прибавочной
стоимости. Карандаш первоклассник может в кредит
взять, если старый сломался, или точилку, чтобы
заточить. В поселковом магазине малышу в кредит
ничего не дадут, а в школьном – пожалуйста.
Удобно всем. И интересно. Тот, кто продает,
кредитную книжку заводит, записи делает.
Потом мы поняли, что такую же лавку можно
организовать с продуктами. Сделали отдельную
витрину и стали возить из Новгорода в Анциферово
по оптовым ценам сахарный песок, макароны.
Учителя у нас сколько зарабатывают? Столько,
сколько везде. Поэтому они охотно покупали для
себя и своих родственников и знакомых макароны с
витрины школьной лавки. Так появилось
предприятие «Лавка». Хотя дело, конечно, не в
продуктах.
Какая школа без пирожков!
Третий наш проект тоже оказался питательным.
Пирожки. Пекут их где-то там и в школу привозят.
Сами попробуем пирожки печь! И группа ребят с
учительницей берутся выяснить, какие пироги
пользуются у школьников спросом. Оказывается, с
малиной и морковкой. Составили калькуляцию
расходов. Начали печь. Продавать. И вот уже
подсчитываются доходы от проекта «Буфет».
Распределяются вырученные деньги.
И опять дело не в выручке, а в тех изменениях,
которые происходят в детях, занятых полезным,
интересным и прибыльным делом. Они и к учебе
относятся ответственнее. И к старшим
уважительнее. Лучше делаются.
Наш отряд хочет видеть поросят
Завести натуральное хозяйство и кормить школу у
нас получилось. Но хотелось устроить настоящее
рыночное производство. Способны ли к этому
педагоги? Теперь мы уверены: не надо бояться
некомпетентности. Малознание иногда тоже сильно
помогает в жизни.
Мы так подумали: мяса кто больше дает? У кого
большой приплод? И решили купить свинюшек. Купили
поросят на вырост и стали откармливать. И тут
вдруг узнаем, что детей в школьной столовой
нельзя кормить свининой! Ошиблись! Что делать?
Однако если бы не эта ошибка, не состоялся бы
проект «Мини-свиноферма».
Когда нас просветили, мы задумались: не
выкидывать же таких симпатичных хрюшек! Надо
продавать. Продали. А одну, самую крупную
симпатичную хрюшу оставили. Купили ей вровень
кабанчика. Свиньи быстро росли, были прямо как
баскетболисты, если вертикально встанут у
изгороди, под два метра. Ребятам не по силам с
ними управляться. Приняли на работу в школу одну
из жительниц поселка, придумали, как ее
трудоустроить. Чтобы и с точки зрения закона, и со
свинячьей точки зрения все было грамотно. И пошли
тут у нас поросята. Чистые, упитанные, веселые. И
все прививки им сделаны, и медицинские «книжки» у
них в порядке.
Стали жители поселка у школы поросят покупать
для своих подворий, даже из райцентра
Хвойнинского за нашими поросятами приезжают.
Мозги у них по-другому устроены
Предпринимательская жилка в каждом есть. Но не у
всех есть привычка обустраивать свою жизнь с
удобствами и со вкусом. Мы прививаем эту
привычку.
Вот школьный автобус приехал утром в поселок,
привез ребят на уроки. Вечером развез всех по
домам. Приходят в школу сельчане, просят: все
равно машина простаивает, отвезите нас в
райцентр, мы заплатим. Обратились к ребятам: что
будем делать? Ребята предложили: давайте
продавать в школе билеты на автобус. Составили
калькуляцию. Прибыль – на бензин.
Так у нас появился проект «Интеллектуал». Дети
думают: на чем еще можно зарабатывать деньги? Они
видят школьный мир внимательнее и подробнее, чем
взрослые. На первом же сборе выявили
восемнадцать возможностей заработать, оказывая
платные услуги. Практически любой школьный
проект можно сделать «немножечко платным», не
только дискотеку или видеотеку.
Это мы, взрослые, – люди из прошлой жизни. Пятого
и двадцатого за зарплатой приходим. За
стабильной, что бы и сколько бы мы ни делали –
плохого и хорошего, вредного и полезного. Они же о
выгоде думают.
Если хорошенько посмотреть вокруг
Многие проекты родились по воле случая. Как-то мы
решили собрать все проекты на конференцию, чтобы
посмотреть, что же получилось. На конференцию
пригласили гостей из Хвойнинской художественной
школы. Ребята приехали, развесили и расставили
свои работы. И что же? Эффект был такой: ребята
вдруг вспомнили, что их анциферовские дедушки,
бабушки, а у кого-то мамы, папы тоже занимаются
художественным творчеством. Их работы вытащили
из домов, из пыльных чуланов и принесли в школу.
И так всегда: вокруг каждого дела увидишь много
такого, что можно назвать скрытыми потенциями
окружающего пространства. Из выставки, созданной
после конференции, естественным образом вытекла
идея проекта «Музей». А ведь если собрать историю
села, проявится, как на фотографии, прошлое школы.
Еще одна опора в кооперации усилий.
При одном обязательном условии
Все время чувствуем какое-то
благоприятствование нашим проектам. Но жизнь не
сказка. И мы должны признаться, что в основе всего
лежала долгая и трудная работа по изменению
сознания учителя. Так работать можно только в
школе, в которой учитель рефлексивен, открыт для
диалога с миром, не замкнут на своем предмете.
Когда такого учителя поддерживают
администрация, родительская общественность и
органы власти. Потому-то сначала и был «Диалог»,
чисто коммуникативный проект.
Жизнь показывает, какие проекты живут, а какие
нет. Значимые для людей живут. Но меняются
учителя в поселке, одни ребята вырастают, другие
подрастают. Приезжают молодые учителя. И всегда
выходит так, что проект идет от человека. От его
интереса. Например, только сейчас зашла речь о
туристическом проекте. У нас необыкновенная
территория: карстовые озера, стоянки первобытных
людей, храм уникальный… Составим бизнес-план,
напишем письма в школы и будем приглашать
школьников других городов в путешествие по
нашему краю.
А бонусом к экскурсии будет наше педагогическое
кредо: каждому дать шанс стать активным по
отношению к окружающему миру. Не стоит ждать,
когда мир вспомнит о тебе. Может и не вспомнить.
Записала Евгения СОКОЛОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|