ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
ОТДЕЛ ПОЛИТИКИ
Идеи, высказанные В.Путиным,
противоречат общеобразовательному характеру
школы
Владимир Путин редко говорит об
образовании. В самарской деревне Кузькино
Президент объявил о начале компьютеризации школ,
на заседании Госсовета одобрил идею школьных
автобусов… Практически за каждым президентским
словом возникает программа или проект. Но это
касается сугубо практической составляющей
образования. Там, где речь идет о его целях и
смыслах, президентские спичрайтеры либо пишут
всем известные вещи, либо составляют речь так,
чтобы усыпить слушателя специальной
терминологией, в которой и сам Президент не
слишком-то уверенно себя чувствует.
Речь В.Путина пятого сентября – отступление от
привычного жанра. Президент наговорил об
образовании много – две с половиной страницы
машинописного текста. И в некотором смысле
раскрыл свое видение проблем образования. Каково
же оно?
Мы живем хорошо, говорит президент. Но за счет
высоких цен на нефть. Цены не вечны, поэтому
неразумно выстраивать долговременные проекты в
расчете на них. Образование – как раз такой
долговременный национальный проект.
По мысли Президента, образование должно, как
барон Мюнхгаузен, само себя вытащить из
экономического болота. Да еще и вытянуть оттуда
всю страну. А ресурсы для стартового толчка можно
найти за счет перераспределения сил и средств
внутри системы.
Первое, что предлагает Президент, – поддерживать
образовательные учреждения, «активно внедряющие
инновационные программы». Второе – повысить
зарплату учителям в полтора раза, а десяти
тысячам лучших педагогов платить премии в сто
тысяч рублей. Третье – создать новую систему
оплаты труда, где ее размер зависит не от числа
уроков, а от «качества преподавания». Четвертое
– ввести нормативно-подушевое финансирование
школ, чтобы государство оплачивало учебу
конкретных учеников. И пятое, как приятный
сюрприз, – подключить половину российских школ к
интернету.
Не будет преувеличением сказать, что все эти
идеи, некоторые – прямо, некоторые – косвенно,
противоречат одному из ключевых принципов
российской школы – ее общеобразовательности. То,
что мы видим, – это педагогика отбора и отсева в
чистом виде.
Очевидно, что большинству российских школ не до
«внедрения инновационных программ». Их
директоров занимают проблемы, на
государственный размах не тянущие: убрать урожай
на пришкольном участке, чтобы было чем кормить
детей, чьи родители не могут сдать деньги на
питание, починить накануне зимы безотказный
спортинвентарь – лыжи, благо «спортзал» кругом
на километры, выбить в районо дополнительные
полставки для хорошего учителя…
Как раз им-то и нужна поддержка! Как школа учит
всех, так и государство должно поддерживать
школы, не деля их на троечников и отличников,
слабых и сильных. Особенно в ситуации, когда
большинство российских школ так остро нуждаются
в помощи. Образование – это шанс на лучшую жизнь,
и он должен быть у каждого ребенка. А многие дети
не могут выбирать себе школу – они ходят в ту
единственную, которая есть.
Другой опасный пункт – учительская зарплата. Что
это за десять тысяч учителей, которые лучше всех
других в стране? Каждый учитель – лучший, если в
своей школе он на своем месте.
А идея привязать размер оплаты учительского
труда к качеству образования? Это замечательно,
что есть педагоги, способные учить эффективно. Но
у каждого, кто может называться учителем, есть
свое лицо, свой стиль, и «равнение на
передовиков» здесь ни к чему хорошему не
приведет.
Нормативно-подушевое финансирование – весьма
удобный, с точки зрения экономистов, инструмент.
Но на практике его применение приводит к тому,
что из школы выхолащивается все, что выходит за
рамки штатного расписания. Примеров множество –
хоть в Ростовской области, хоть в Хабаровском
крае. Руководители кружков, музыканты,
организаторы внеклассной деятельности,
социальные педагоги – все они не вписываются в
норматив. И еще: нормативно-подушевое
финансирование может оказаться убийственным для
малочисленных и малокомплектных школ. Какие бы
повышающие норматив коэффициенты ни вводились,
денег все равно хватает только на коммунальные
платежи и зарплату. Получается, опять нас ждет
селекция школ на выгодные – невыгодные, закрытие
вторых, создание интернатов?
…Ну а подключение школ к интернету – это такая
фишка, беспроигрышный ход, который всем заведомо
придется по душе. Плохо, что ли, иметь доступ в
Сеть? Хорошо. Другое дело, что интересна
президентская арифметика.
Двадцать тысяч школ к 2008 году должны быть
подключены к интернету, говорит В.Путин. Тогда их
общее число составит тридцать тысяч.
Задача для третьего класса: сколько российских
школ уже подключены к интернету? Если верить
президенту, получается, что десять тысяч. Но мы
знаем, что те десять тысяч школ, которые получили
по программе информатизации спутниковые
тарелки, доступа в интернет на практике не имеют.
Тарелки работают только на прием.
Если информатизация и дальше пойдет в том же
стиле, на словах обеспечить все российские школы
интернетом проблемы не составит…
Сергей ЛЕБЕДЕВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|