Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
ОТДЕЛ ПОЛИТИКИ

Идеи, высказанные В.Путиным, противоречат общеобразовательному характеру школы

wpeC7.jpg (71068 bytes)

Владимир Путин редко говорит об образовании. В самарской деревне Кузькино Президент объявил о начале компьютеризации школ, на заседании Госсовета одобрил идею школьных автобусов… Практически за каждым президентским словом возникает программа или проект. Но это касается сугубо практической составляющей образования. Там, где речь идет о его целях и смыслах, президентские спичрайтеры либо пишут всем известные вещи, либо составляют речь так, чтобы усыпить слушателя специальной терминологией, в которой и сам Президент не слишком-то уверенно себя чувствует.
Речь В.Путина пятого сентября – отступление от привычного жанра. Президент наговорил об образовании много – две с половиной страницы машинописного текста. И в некотором смысле раскрыл свое видение проблем образования. Каково же оно?
Мы живем хорошо, говорит президент. Но за счет высоких цен на нефть. Цены не вечны, поэтому неразумно выстраивать долговременные проекты в расчете на них. Образование – как раз такой долговременный национальный проект.
По мысли Президента, образование должно, как барон Мюнхгаузен, само себя вытащить из экономического болота. Да еще и вытянуть оттуда всю страну. А ресурсы для стартового толчка можно найти за счет перераспределения сил и средств внутри системы.
Первое, что предлагает Президент, – поддерживать образовательные учреждения, «активно внедряющие инновационные программы». Второе – повысить зарплату учителям в полтора раза, а десяти тысячам лучших педагогов платить премии в сто тысяч рублей. Третье – создать новую систему оплаты труда, где ее размер зависит не от числа уроков, а от «качества преподавания». Четвертое – ввести нормативно-подушевое финансирование школ, чтобы государство оплачивало учебу конкретных учеников. И пятое, как приятный сюрприз, – подключить половину российских школ к интернету.
Не будет преувеличением сказать, что все эти идеи, некоторые – прямо, некоторые – косвенно, противоречат одному из ключевых принципов российской школы – ее общеобразовательности. То, что мы видим, – это педагогика отбора и отсева в чистом виде.
Очевидно, что большинству российских школ не до «внедрения инновационных программ». Их директоров занимают проблемы, на государственный размах не тянущие: убрать урожай на пришкольном участке, чтобы было чем кормить детей, чьи родители не могут сдать деньги на питание, починить накануне зимы безотказный спортинвентарь – лыжи, благо «спортзал» кругом на километры, выбить в районо дополнительные полставки для хорошего учителя…
Как раз им-то и нужна поддержка! Как школа учит всех, так и государство должно поддерживать школы, не деля их на троечников и отличников, слабых и сильных. Особенно в ситуации, когда большинство российских школ так остро нуждаются в помощи. Образование – это шанс на лучшую жизнь, и он должен быть у каждого ребенка. А многие дети не могут выбирать себе школу – они ходят в ту единственную, которая есть.
Другой опасный пункт – учительская зарплата. Что это за десять тысяч учителей, которые лучше всех других в стране? Каждый учитель – лучший, если в своей школе он на своем месте.
А идея привязать размер оплаты учительского труда к качеству образования? Это замечательно, что есть педагоги, способные учить эффективно. Но у каждого, кто может называться учителем, есть свое лицо, свой стиль, и «равнение на передовиков» здесь ни к чему хорошему не приведет.
Нормативно-подушевое финансирование – весьма удобный, с точки зрения экономистов, инструмент. Но на практике его применение приводит к тому, что из школы выхолащивается все, что выходит за рамки штатного расписания. Примеров множество – хоть в Ростовской области, хоть в Хабаровском крае. Руководители кружков, музыканты, организаторы внеклассной деятельности, социальные педагоги – все они не вписываются в норматив. И еще: нормативно-подушевое финансирование может оказаться убийственным для малочисленных и малокомплектных школ. Какие бы повышающие норматив коэффициенты ни вводились, денег все равно хватает только на коммунальные платежи и зарплату. Получается, опять нас ждет селекция школ на выгодные – невыгодные, закрытие вторых, создание интернатов?
…Ну а подключение школ к интернету – это такая фишка, беспроигрышный ход, который всем заведомо придется по душе. Плохо, что ли, иметь доступ в Сеть? Хорошо. Другое дело, что интересна президентская арифметика.
Двадцать тысяч школ к 2008 году должны быть подключены к интернету, говорит В.Путин. Тогда их общее число составит тридцать тысяч.
Задача для третьего класса: сколько российских школ уже подключены к интернету? Если верить президенту, получается, что десять тысяч. Но мы знаем, что те десять тысяч школ, которые получили по программе информатизации спутниковые тарелки, доступа в интернет на практике не имеют. Тарелки работают только на прием.
Если информатизация и дальше пойдет в том же стиле, на словах обеспечить все российские школы интернетом проблемы не составит…

Сергей ЛЕБЕДЕВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru