ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ №50
Новые книги
Ю.Н.ПАЛАГИН. ЗАРУБЕЖНЫЕ
ПИСАТЕЛИ XVI – XIX ВЕКОВ О СЕРГИЕВОМ ПОСАДЕ.
Сергиев Посад: ООО «Все для Вас – Подмосковье»,
2005
Книга Юрия Николаевича Палагина, учителя истории
в школе города Сергиев Посад (Московская обл.), по
его словам, «тем, может, и полезна, что в ней
разные авторы разных веков дают нам возможность
посмотреть на себя и свою историю со стороны,
другими глазами, увидеть себя отраженными в
зеркале иностранца; что можно, не ругая
беспристрастное зеркальце и не бросая его под
лавку, поразмыслить над причинами наших бед и
неурядиц, помня, что “каждый народ всегда
пользуется той степенью свободы, которую он
принуждает правительство себе предоставить”
(Стендаль)».
Человек живет в привычном для него мире, хвалит,
как кулик, свое болото, смотрит на все со своей
колокольни, гордится и даже кичится своей жизнью.
(Русские люди, жившие в клещах тирана Ивана
Грозного, уверяли Поссевино, что «их страна и
образ жизни самые счастливые из всех».
Попробовали бы пожаловаться! Хотя сам Иван
Васильевич признавался, что он завидует
европейским монархам, которым повезло управлять
людьми, а не скотом.) Ю.Н.Палагин пишет: «Такими же,
как сто и триста лет назад, мы воспринимаем и
немцев, и французов; и такими же, как в давние
времена, нас видят сегодня иностранцы – как бы мы
ни старались представить себя цивилизованными и
самостоятельными, и как бы ни были гениальны наши
изобретения. Устойчивость национального
характера поразительна, сложившиеся веками
привычки, нормы поведения, быт и нравы неизменны,
они упорно не поддаются переделке и перестройке
ни при какой смене власти и государственного
устройства. Все дело, оказывается, в нас самих, в
том, какими нас сформировали история, наши предки
и наша природа».
Автор предупреждает, что иностранцы, написавшие
о России, были в основном из образованных, высших
кругов общества, мало или совсем не знакомые с
жизнью западного простолюдина. Поэтому наша
действительность им была внове, резала глаза;
дикие, по их мнению, нравы возмущали до глубины
души их изысканные натуры, все это подвергалось
осуждению, анализу, делались категоричные
выводы. Обычные же люди, вроде наемника Конрада
Буссова, не критиковали русских за нарушение
каких-то норм морали и не видели в их поведении
ничего необычного: все привычно, знакомо.
Книги иностранцев возмущали самоуверенных
русских правителей тем, что история страны
преподносилась авторами не так, как им хотелось,
правда задевала их самолюбие, обнажала их пороки,
их самонадеянность. В итоге книги, которые могли
бы в свое время благотворно повлиять на
самосознание всего русского общества,
запрещались, не печатались веками, были
недоступны и неизвестны ученым, как впрочем, к
нашему же несчастью, и многие книги передовых
отечественных писателей и мыслителей. С полными
текстами русские образованные люди
познакомились лишь на исходе XX века. И все же
широкого распространения эти книги не получили,
в общедоступных библиотеках их до сего дня нет.
Сергиев Посад и знаменитый на весь мир
Троице-Сергиев монастырь не были землей
обетованной на необъятных просторах российского
государства. Все, что происходило в России,
отражалось в той или иной мере на жизненном
укладе провинциального Сергиева Посада и его
монастыря.
Это, по словам автора, «Россия в миниатюре». Кроме
включения полных, доподлинных авторских
высказываний иностранцев о городе и монастыре,
Ю.Н.Палагин кратко пересказывает исторические
факты и характерные явления русской жизни,
подмеченные авторами в Москве, в Петербурге и в
других русских городах.
Кто же рассказывает о России в книге Ю.Н.Палагина?
Двадцать пять писателей: путешественники и
дипломаты, искатели приключений и наемники,
купцы и миссионеры, среди которых Сигизмунд
Герберштейн, Даниил Принц из Бухова, Марина
Мнишек, Яков Рейтенфельс, Джон Мильтон, Павел
Аллепский, Маркиз де Кюстин, Теофиль Готье и
многие другие.
Знаменитый Александр Дюма-отец, которого наконец
пустили в Россию при Александре II, «часами
любуется столицей, и все же не может не заметить,
глядя на реставрируемую колокольню
Петропавловского собора, что ремонту не видно
конца, так как идет «присвоение растраченного».
«В России невозможно поужаться в тратах; здесь
всякая трата неизбежно переходит в растрату, и,
однажды начав, здесь никак не могут
остановиться».
Ю.Н.Палагин пишет: «Неприметный рассказ Дюма о
мужике Телушкине, предложившем залезть на шпиль
Петропавловского собора без лесов, чтобы прибить
надломленное крыло ангела, – это
сфокусированный портрет и нашего величия, и
нашей смекалки, и нашей смелости, и нашей
недальновидности, и нашего безразличия к людям.
На укрепление крыла ангела, как считали
специалисты, требовалось 50 тысяч рублей, а
кровельщик Петр Телушкин попросил лишь оплатить
его труд, залез на верхотуру с помощью одной
только веревки и прибил крыло четырьмя гвоздями,
истратив на работу пять дней. Внизу его ждала
ликующая толпа и разъяренный архитектор,
обвинивший Телушкина в том, что крыло прибито
косо. “Ну так ступайте да и исправляйте сами”, –
сказал Телушкин и ушел. И так как вознаграждение
зависело от доброй воли архитектора, то Телушкин
ничего не получил».
Эта история произошла осенью 1831 года. Зимой
президент Академии Оленин разыскал
героя-самородка, представил императору Николаю,
и тот «наградил Телушкина медалью и четырьмя
тысячами рублей серебром. Получив в руки такое
богатство, Телушкин погиб. До той поры, то ли из-за
отсутствия средств, то ли по своей умеренности,
он не пил. А начиная с того самого дня, как он
получил капитал, Телушкин пил без просыпу. Он
заливал вином нанесенную ему обиду».
По материалам Государственной
научно-педагогической библиотеки им.
К.Д.Ушинского РАО.
Москва, Толмачевский пер., 3.
E-mail: gnpbu@gnpbu.ru
Internet: www.gnpbu.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|