ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ №50
НАШИ КОНСПЕКТЫ
Готовя сегодняшний номер, мы подобрали
несколько материалов о вхождении школы в
профильное обучение. Тема актуальная: школа
постепенно отходит от практики «все содержание
образования – одинаково для всех» и в идеале
появляется необходимость переработки базового
содержания в соответствии с интересами и
потребностями учеников. Но увы, каждый из нас
помнит множество примеров того, как «хотели как
лучше, а получилось…». О потенциальных
опасностях перехода к профильной школе вы уже
прочитали на второй странице. А вот как их
избежать? Как не потерять педагогический взгляд
на ученика профильного класса?
О том, как интересно и полноценно можно
преподавать непрофильный предмет, рассказывает
сегодня Сергей Александрович ЛОВЯГИН, кандидат
педагогических наук, учитель физики школы № 1060 г.
Москвы.
Чтобы продемонстрировать это как можно более
наглядно, мы построили семинар несколько
нетрадиционно: теоретическая лекция невелика,
зато большая часть вопросов о курсе физики для
гуманитариев выясняется в беседе.
Причем вопросы, как вы сами увидите, задавали
закоренелые гуманитарии. Таким образом,
авторский подход улавливается уже при чтении
диалога.
Сергей ЛОВЯГИН,
кандидат педагогических наук,
учитель физики школы № 1060 г. Москвы
Физика для всех
Гуманитарии въезжают в нее на скейте
Изучение физики на старшей школьной
ступени должно быть нацелено на обеспечение
общей широкой культуры выпускников средней
школы.
Здесь следует упомянуть оригинальные идеи
физика Стивена Вайнберга, реализованные им в
курсе физики для студентов Гарвардского
университета, не специализирующихся в области
физики или же техники. В качестве цели
физического образования для неспециалистов он
формулирует знакомство учащихся с
революционными научными идеями и открытиями
нашего времени как «одним из наиболее ценных
элементов культуры нашего столетия». Однако
вместо традиционного, чаще всего скучного для
этой категории учеников систематического курса
Вайнберг выбрал «радикальный», по его
собственной оценке, метод: не систематическое
изложение, а основанное на действительной
истории науки погружение «в ключевые проблемы
физики XX в., используя каждую из них для
знакомства только с теми концепциями и методами
классической физики, которые необходимы для
понимания данной проблемы».
Таким образом, основная цель базового курса
физики может быть сформулирована так:
современный человек должен обладать широкой
культурой, чтобы ориентироваться в потоке
информации; иметь возможность сменить при
необходимости профессию; иметь возможность
работать в полипредметной области (например,
педагогом)...
Другим полюсом для разработки базового курса
должна быть доступность – чисто педагогическое
требование.
Есть мнение, что для каждого типа детей надо
отыскивать подходящее содержание физики. Я не
сторонник этого: тогда не будет общей культуры;
будет двадцать разных курсов физики. Другое дело
– естественники, им действительно нередко нужна
физика, прежде всего как прикладной предмет.
Есть также и такое мнение, что в старшей школе
физику можно преподавать не всем. Это ошибка. В 9
классе дети еще не в состоянии понять суть
физической науки: парадоксальность понятия
“атом”, значение принципов теории
относительности для нашего представления о
строении и развитии Вселенной; роль физики в
мировоззрении современного человека... Если
закончить ее изучение в этом возрасте, самое
интересное и важное в физике – ее
мировоззренческая роль – вообще обойдет большую
часть учеников стороной. Что обидно!
На мой взгляд, для большинства старшеклассников
(тех, кто не собирается поступать в технический
вуз) нужен единый курс физики. Таким образом, речь
идет о базовом курсе физики, который я бы
метафорически назвал “Физика для всех”.
Естественно, владение общей культурой важная, но
не единственная цель, которую можно ставить
перед базовым курсом. Для меня не менее значим
потенциал физики как гуманитарного предмета.
Конечно же общая культура нужна гуманитарию как
воздух. Не менее необходимо ему также и умение
системно и логически мыслить. Физика, как и
математика, способна развивать мышление.
Еще один гуманитарный аспект физики – ее
история. История физики сразу же вписывает эту
науку в общий контекст исторического развития
человеческой культуры. Содержание научных
понятий становится живым, индивидуализированным
и диалогичным. Физика не спущена к нам с небес –
ее сотворили конкретные исторические личности,
каждая со своим характером, со своей биографией.
Не менее значима связь физики с философией, с
мировоззрением, со смыслом жизни. Идеи
бесконечности и познаваемости мира, гипотезы о
его возникновении и эволюции… Осознание этих
связей доступно лишь старшеклассникам – как же
можно лишить их этой возможности, убрав физику из
программы обучения?
Все это может быть сделано содержанием
физического образования старшеклассников.
Сформулируем основные дидактические принципы,
на которых мог бы быть построен базовый курс
физики:
Малый объем часов (от 36 до 72 в год – больше не
уместится!).
Современность научного содержания («Современная
физика в современном мире», что возможно только
при пренебрежении систематичностью, как это
сделал Вайнберг).
Научно-популярный характер изложения вместо
строго научного, что дает возможность
доступности содержания и одновременно способно
подпитывать интерес. Сюда же относятся и
биографический раздел, и занимательные элементы
изложения (имеется в виду вкрапление в
содержание интересных моментов из биографий
ученых-физиков; интересных фактов), столь
привлекательные для любого ученика.
Исторический подход как основа для рассмотрения
физических понятий. При этом не подразумевается,
что курс должен быть выстроен в линию в
соответствии с последовательностью дат и
событий. Скорее каждая рассматриваемая тема
может основываться на анализе исторических
экспериментов и развития физических понятий и
идей, к ней относящихся.
Экземплярность отбора содержания, то есть выбор
отдельных наиболее значимых физических открытий
и идей и их подробное рассмотрение.
Качественный характер изучения физических
закономерностей. Поменьше математики, формул и
расчетов. Вместо этого можно активно
использовать графики, таблицы, диаграммы, схемы.
Модульность курса (компактность, завершенность и
самодостаточность).
Связь с жизнью (политехническая составляющая
курса): везде, где это возможно, показывать, как
работает в современном мире то или иное открытие;
каковы его современные технические приложения, и
т.д.
Методологические знания должны входить в
содержание курса не дополнительным блоком
информации, а органически вплетаться в
содержание курса и изучение каждой темы; весь
курс должен выстраиваться проблемно. При
достаточно проработанном историческом подходе
возможен анализ методологии научного познания
на конкретных примерах.
В методике преподавания основную роль должен
играть реальный физический эксперимент. Причем с
методологической точки зрения желательно, чтобы
эксперименты не только иллюстрировали
определенные понятия, но и предшествовали
введению новых понятий.
Итоговый контроль должен выявлять не уровень
запоминания, а понимание сути изученных
физических законов, понятий и теорий. В этой
связи осмысленно предъявление заданий в форме
качественных задач и вопросов, требующих не
воспроизведения, а применения изученного
содержания.
Иллюстрировать эти принципы в рамках лекции
невозможно – я написал об этом целую книгу:
С.А.Ловягин. Изучение физики в 7–8 классах на
основе простых, наглядных и содержательных
экспериментов. – М. 2002. Многое можно увидеть и на
моих сайтах: «Физика для всех» – http://physica-vsem.narod.ru, школьный
музей увлекательной науки «Феномен» – http://phenomen.5ballov.ru, видеоролики
моих экспериментов – http://experiment.edu.ru/
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|