Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ №50 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Ольга ЛОПАТИНА

Если в класс заглянет Буратино...

Наверняка ребята будут уговаривать его остаться. А вы наконец узнаете, что привлекает их в школе

«Как встретишь, так и проведешь» – эта примета действует не только при наступлении календарного нового года, но и учебного тоже. Многое – хорошее и не очень – завязывается именно сейчас, в первые учебные дни. Особенно важен этот старт для малышей. Возможно, вам пригодится опыт педагогов начальной школы полного дня, которые знакомились с классом совсем не так, как это принято в традиционной школе.
Они дали возможность всем гражданам класса – ученикам, учителям, родителям – на равных участвовать в планировании школьной жизни, а значит, почувствовать себя полноправными партнерами. Все в классе, от расписания уроков до цвета мебели, можно и нужно обсуждать с ребятами. Даже с самыми маленькими.

Расписание уроков на свободную тему

Мы решили начать учебный год нетрадиционно: согласовать с детьми их режим дня – и предложили им самим спланировать несколько недель собственной жизни.
Приготовили бланк с расписанными поминутно уроками и переменами в первой половине дня, в который предварительно были внесены те обстоятельства, на которые мы с детьми почти не можем повлиять. Это уроки специалистов, которые изменить не в наших силах из-за трудностей составления расписания. Предварительно обсудили все возможности школьных пространств и внешкольные занятия ребят, время прогулки, обеда, чая, свободного времени. День был разбит на промежутки времени по пять минут. В первый раз задача оказалась для ребят очень сложной. Обнаружилось, например, что многие из них не могут определить время по часам. Заодно поучили друг друга ориентироваться во времени.
Но ко второй-третьей неделе дети уже не спрашивали бесконечно, что сейчас будет, а уже сами следили за соблюдением их личного расписания. И когда расписание уроков менялось вынужденно, ребята были очень недовольны.
Выполняя такую работу, дети учатся ориентироваться во времени и в пространстве школы. Впоследствии они смогут лучше использовать возможности, которые им предоставляет школа.
Надо сказать, что младшие дети не очень охотно ставят эксперименты с расписанием. Ритмичность, некоторые полюбившиеся традиции дают им чувство защищенности и спокойствия.
Прожив одну учебную неделю, педагоги и ребята вместе подводили итоги, анализировали, на что уходит время, кому и как удалось его хорошо провести, в каких делах, пространствах разочаровались, а что хочется повторить, стоит закрепить как традицию.
Мы поняли, что полный день – это не так уж много.
Школьный день ребенка должен быть выстроен достаточно целостно, чтобы отдельные события были логично связаны друг с другом, чтобы в каждый момент ребенок понимал, для чего он это делает. Хотя допустим и момент некоторого фокуса, удивления. Ребенок начинает доверять учителю, у которого есть некоторая целая картина на будущее.

Игра – это очень серьезно

Стержень жизни нашего класса – игра. Игра – одна из важнейших потребностей маленького человека, модель взрослой жизни.
Условия игры могут на первых порах задаваться учителем, но дети имеют неотъемлемое право менять правила или полностью строить свою игру. Если педагог грамотно выстроил игровую ситуацию, оценка результатов игры не дается учителем или детьми, а видна из заранее заданных и оговоренных условий.
Тогда есть ощущение справедливости, а учитель не арбитр, который знает, как надо, а лишь человек, который следит за правилами вместе с другими игроками.
На первой стадии совместной работы, особенно если это начало учебного года, хорошо организовать в течение нескольких дней такую учебную игру, которая могла бы удивить детей, привлечь их внимание к вам, педагогам. Команда педагогов может выступить в необычной для них роли.

В погоне за кладом и универсальными навыками

Попробуйте, например, использовать такой сюжет, который в нашем классе прошел с большим успехом. Мы, придя в наш 3 “А” класс первого сентября, перевоплотились в Буратино и лису Алису. Интрига заключалась в том, что Буратино пришел поступать в 3 “А”. А лиса всячески отговаривала его. Перед детьми встала задача объяснить Буратино (а главное, себе самим), чему же можно научиться в нашей школе, почему надо выбрать наш класс. Возникли вопросы:
– Зачем и чему учиться в школе?
– Можно ли учиться вне школы? Чему?
– Чему дети научились за лето? (Любой учитель может легко продолжить этот список вместе с учениками.)
Дети, убеждая Буратино прийти учиться в наш класс, сами поразмыслили, зачем они пришли в школу.
Вопросы довольно сложные. Не нужно добиваться обязательных ответов на них.
Дети расположились не за партами, а на матах, парты пока отгорожены от них лентой. Чтобы сесть за парты, необходимо пройти испытания и доказать, что Буратино захочет идти именно в наш класс, показать, чему они сами учились раньше.
Испытания – это поиск клада (арбуза) на территории школы с картой, по командам. На разных этапах дети должны продемонстрировать те умения, которые они наработали в прошлом году. Умения эти лежат не только в предметной области. Так называемые универсальные умения, столь необходимые современному человеку.
Мы развивали, например, умение работать в команде, умение быстро принимать решение, некоторые умения в учебных предметах: оценить расстояние на местности, умение ориентироваться, логически мыслить, выразить одним словом своим чувства, ощущения.
Были у нас и свои, «взрослые» задачи: познакомиться с детьми (я для них в тот момент была новым учителем), не напугать, а удивить, продемонстрировать детям, как можно работать в команде. Кроме того, мы учитывали, что детям трудно сразу после лета сесть за парты.
К вопросам, которые были подняты в этой игре, мы возвращались потом еще много раз. Впоследствии можно еще долго опираться на опыт, полученный в игре, на вопросы, поставленные на таком ярком эмоциональном фоне.
В конце мы дружно поделили клад, обменялись впечатлениями. Ели, разговаривали, радовались хорошо проведенному дню.
Хорошо, если удается привлечь родителей к участию в игре. Родители могут снимать действие на камеру, наблюдать за детьми, когда они расходятся по территории школы, проводить некоторые испытания.
Впоследствии из этой игры могут взять начало многие темы учебной деятельности.

Вернисаж воспоминаний

Не нужно забывать, что первое сентября не только открывает учебный год, но и завершает большой и содержательный период в жизни ребенка, каникулы. Поэтому в первые учебные дни мы организовали выставку “Мое лето”, на которой каждый из ребят сделал свою экспозицию.
Там были представлены следы лета, оставшиеся в жизни каждого ребенка из класса: множество фотографий, ракушек, коллекции бабочек и жучков, интересные книги, прочитанные летом, карты тех мест, где человек побывал вместе с семьей. Была стрекоза, укушенная собакой, птичье гнездо, перышки, морские водоросли, билеты в кино, на поезд, на самолет.
А рядом лежали тексты, написанные перед этим на уроке. “Однажды летом со мной произошло вот что…” Каждый ребенок во время выставки не по одному разу рассказывал о летних приключениях, открытиях, впечатлениях. Сначала рассказы были робкие. Но если ребенок не будет привлекать внимание к своей экспозиции, то к нему никто не подойдет. Поэтому постепенно расхрабрились и вошли во вкус даже самые нерешительные. Дети с удовольствием вспоминали и еще раз проживали в своих рассказах самые яркие летние эпизоды.

А где мы будем отдыхать?

Очень важно в начале года создать удобный для работы и отдыха интерьер класса. Мы тоже начали свою жизнь с обустройства пространства. Сначала пофантазировали дети – нарисовали, как бы они хотели изменить пространство нашего класса. Ограничений не было никаких. Кстати, выяснились и неудовлетворенные потребности: многие нарисовали отдельное место для игры и отдыха. У нас в классе был до сих пор шкафчик для игрушек, а вот определенного места не было.
С детскими рисунками и текстами мы пришли на родительское собрание и начали разговор о переустройстве пространства класса. От многих родителей и коллег мы слышали лишь опасения, что ничего не получится, что это очень дорого. Но нашлись и энтузиасты, которые сразу же приступили к планированию. Сначала мы выделили из всех идей самые значимые, реальные, а главное – непротиворечивые и недорогие. После согласования решили сделать следующее:
Покрасить темные шкафчики в более светлый, бежевый цвет в тон стенам.
Обить ковролином всю стену вокруг классной доски. Для этого необходимо перенести один стеллаж. Это будет место для наглядного отражения нашей классной жизни.
Рядом с дверью сделать стенд для родителей.
Постелить ковролин на “сцену” (у нас в классе от прежних хозяев остался подиум, который нам до сих пор не помогал, а мешал, лишь занимая место). Мы с детьми решили, что сцену нам нужно использовать по назначению – мы будем ставить спектакль. Поэтому сцену нужно оформить – повесить занавес и задник. Одновременно она станет местом для отдыха и игр. Мы решили, что будем снимать обувь, заходя туда.
У нас в классе есть шкафчики для одежды. Но в них не умещаются учебники и тетрадки, которые не нужно нести домой, и многое другое. Угол в конце класса за занавесом возле сцены решено было оборудовать стеллажами с именными ящичками.
Сделать стеллаж для посуды и чайных атрибутов. Дети во второй половине дня хотят пить чай.
Вот и все. Дальше власть в свои руки взяли родители. Мы работали ровно неделю, уложились в осенние каникулы. Каждый из родителей нашел возможность поучаствовать в ремонте. Кто-то покупал, кто-то красил, а кто-то мыл, приносил цветы.
Многие ребята не усидели дома и разок-другой пришли с родителями полюбопытствовать и немного помочь.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru