ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ №50
Борис БУЛЮБАШ,
Нижний Новгород
Публикация статьи произведена при поддержке центра изучения английского языка на Рязанском проспекте «Английский образовательный центр». «Английский образовательный центр» предлагает записаться на курсы английского языка в Москве. Посетив официальный сайт образовательного центра, который располагается по адресу http://english-tc.com Вы сможете подробно ознакомиться с предлагаемыми программами обучения и прочесть отзывы учащихся. Использование эффективных образовательных методик, опыт и профессионализм репетиторов центра позволят в самые быстрые сроки овладеть английским языком.
Естествознание по-английски
Это не только интеграция двух
дисциплин, но и опыт новых взаимоотношений с
коллегами и учениками
Мы привыкли к тому, что термин
«международное сотрудничество» к школьным
педагогам не имеет ни малейшего отношения. Еще
несколько лет назад так думали и учителя
Чебоксар, Ангарска, Нижнего Новгорода... Однако
сейчас сотрудничество с российскими и
британскими коллегами стало для них
существенной и необходимой частью
профессиональной жизни. Иной взгляд на
междисциплинарные связи, на возможности ученика
и учителя, на задачи привычного предметного
курса; другие формы и уровень профессионального
общения – все это результаты межрегионального
проекта, состоявшегося в России при поддержке
Британского Совета.
К вопросу о глобальном потеплении
Полтора года назад девять школ из семи
регионов Российской Федерации – из
Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Чебоксар,
Красноярска, Ангарска, Томска и Екатеринбурга –
включились в межрегиональный проект “Science for
nonscientists”. Суть работы заключалась в
использовании британского учебника Science for Public
Understanding в разном формате.
Непривычной для российских учеников и педагогов
стала интеграция таких предметов, как английский
язык и естествознание. Ведь, несмотря на
постоянные разговоры о межпредметных связях, они
в школе как-то не приживаются: и привычки нет, и
курсы не разработаны.
В проекте же интеграция стала естественной и
неотъемлемой частью работы. Как и интенсивное
сетевое общение педагогов и ребят, участвующих в
проекте. К сожалению, сетевые конференции или
интернет-журналы пока не слишком широко
используются детьми и педагогами. Для многих
российских школ это скорее экзотика.
А школьники – участники проекта могли на
завершающей его стадии попробовать свои силы в
сетевой конференции, проведенной научным
интернет-журналом www.sced.nnov.ru. Главной темой
конференции было объявлено глобальное
потепление, а в своих докладах ребята попытались
ответить на семь вопросов, среди которых были,
например, такие: «Надежны ли измерения уровня
двуокиси углерода, на которых основываются
прогнозы глобального потепления?» Или:
«Попробуйте сопоставить освещение темы
глобального потепления на страницах двух
авторитетных сетевых изданий: что общего и что
различного». То есть ученики столкнулись с
необходимостью не воспроизводить прочитанное в
учебнике, а проводить самостоятельные
исследования, делать выводы, анализировать
тексты, на знакомство с которыми в традиционной
школе редко остается время.
Оценивание докладов тоже отличалось от
привычного школьного. Каждая работа оценивалась
по десятибалльной системе учителями-экспертами.
Помимо виртуального общения проект
предусматривал и реальную встречу педагогов на
итоговом семинаре в Нижегородском институте
развития образования (НИРО). Среди участников
семинара были представители администрации школ
и гимназий из Санкт-Петербурга, Красноярска и
Нижнего Новгорода, учителя английского языка,
биологии и физики гимназий Ангарска, Чебоксар,
ученые и педагоги Нижнего Новгорода.
По мнению участников семинара, работа с
британским учебником стала основой сложившегося
в результате проекта сетевого сообщества
учителей, представляющих разные дисциплины и
разные регионы. Именно такое – сетевое –
сообщество обладает наибольшими возможностями
для определения плюсов и минусов разных подходов
к преподаванию естественно-научных дисциплин в
профильной гуманитарной школе.
Событием семинара стал англо-российский
открытый урок на тему “Доказательства и
опровержения в истории астрономии”. Информацию
об этом семинаре можно найти на британском сайте
www.scpub.org, посвященном апробации учебника Science for
Public Understanding.
Планы и перспективы развития
Оценивая результаты проекта,
организаторы провели среди участников опрос по
его итогам. И ученики, и педагоги отмечали, что
привлекательность учебника в значительной
степени обусловлена его иноязычностью и
инокультурностью.
Для российской школы давно назрела
необходимость соотнести задачи курса
естествознания в профильной гуманитарной школе
с задачами построения гражданского общества.
В этом контексте особенно актуальной становится
разработка методических пособий по преподаванию
элективного курса “Естествознание для
гражданского общества”. В таких пособиях важно
отразить одну из главных особенностей – перевод
в статус научно-исследовательских тех проблем,
которые в нашем образовании традиционно
относятся к чисто социальным. В качестве примера
можно привести тему “Риски и угрозы здоровью”.
Разработчики будущих пособий, без сомнения,
смогут использовать формат британского
учебника, наполняя его содержанием, привычным
для российских школьников и учителей.
Как положительный итог проекта взрослые
участники опроса назвали формирование банка
англоязычных текстов научно-популярной тематики
и разработку пакета методических материалов по
работе с ними на уроках английского языка.
А школьников главным образом привлекло
проведение регулярных сетевых конференций с
общей тематикой “Наука и гражданское общество”.
Кстати, региональными центрами отбора докладов к
следующей конференции могли бы стать школы –
участники проекта Science for nonscientists.
И уже в октябре в Нижнем Новгороде в рамках этого
сотрудничества пройдет видеоконференция
«Современная наука и социальные риски». А
продолжить свое профессиональное общение
педагоги смогут во время рабочей встречи в
Москве.
Практически всем участникам проекта
представляется перспективным сотрудничество с
британскими партнерами по разработке методов
оценивания компетенций школьников в связи с
введением в российской профильной гуманитарной
школе курса “Естествознание”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|