Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2005

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА 

Дмитрий РАСТИМЕШИН

Буллинг…

Дмитрий РАСТИМЕШИН В англоязычной литературе термином «bulling» обозначается физический и/или психологический террор, который оказывается в отношении ребенка со стороны группы одноклассников. Данных о распространении буллинга среди детей в наших школах нет, а вот американцы подсчитали, что каждый десятый ребенок, обучающийся в их школах, ежедневно подвергается насилию со стороны одноклассников. Буллинг становится в настоящее время серьезной проблемой не только для семьи и школы, но и для общества в целом. В данной статье мы постараемся дать общие рекомендации, как себя вести родителям, если их ребенок стал жертвой или насильником в школе.

Нередко можно услышать мнение далеких от педагогики людей о том, что буллинг – это проявление естественного процесса взросления. Но как свидетельствуют ученые, дети, инициаторы буллинга в детском возрасте, продолжают демонстрировать свою агрессивность и став взрослыми, нередко выбирают криминальный путь в жизни.
У некоторых жертв буллинга наряду с горечью обиды порой просыпается и надолго сохраняется желание мстить, которое иногда реализуется самым неожиданным, а иногда и чудовищным способом. В жизни, к сожалению, с таким явлением приходится сталкиваться. Зло порождает зло. Печально, что, пытаясь отплатить одноклассникам за причиненное зло, обезумевшие жертвы насилия порой не щадят себя и других.
Борьба с буллингом осложняется тем, что по неписаному пресловутому «кодексу чести» жертвы не жалуются, а свидетели не сообщают о фактах буллинга родителям и администрации школы. Более того, как утверждают психологи, в 80–90% случаев сверстники не только не пытаются приостановить травлю, но фактически еще и явно поощряют действия булли оживленными возгласами, одобрительными взглядами, жестами.
Таким образом, без помощи администрации школы и родителей данная проблема едва ли может быть решена.
Поэтому помимо исключительно психологических методов воздействия действенная стратегия вмешательства должна учитывать и правовые аспекты данной проблемы.
Во-первых, родителям, подозревающим, что их дети подвергаются психическому или иному насилию со стороны сверстников, следует сообщать руководству школы и учителям о своей тревоге по поводу безопасности ребенка. Действия педагогов по усилению контроля за детьми во внеурочное время тоже могут быть достаточно эффективны.
Во-вторых, необходимо привлечь к данной проблеме внимание и усилия других родителей.
Во многих станах прокатившаяся волна расстрелов и жестокостей в школах заставила принять законодательные меры против этого социального явления.
Мы не склонны считать, что масштабы этого явления в наших школах требуют принятия специальных антибуллинговых законов, тем более что действующих норм Уголовного кодекса вполне достаточно для того, чтобы вразумить школьных хулиганов, достигших 14-летнего возраста. Нормы статей об ответственности за причинение легких телесных повреждений, побои, истязания хоть и применяются редко и относятся к разряду небольшой и средней тяжести преступлений, однако возбуждение уголовного преследования по ним может испортить дальнейшую судьбу любому старшекласснику.
Перенос антибуллинговых мероприятий, если другие оказались недейственными, в плоскость разъяснения статей уголовного закона и обращение за защитой в правоохранительные органы являются крайними мерами, но весьма действенными.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru