Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2005

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
ТОТ, КТО ЗНАЕТ БОЛЬШЕ НАС 

Вера ЖУРАВЛЕВА,
школьный психолог

А что интересного в драконе?

Если ребенок плохо учится, не говорите с ним о пользе учебы вообще, а почаще разговаривайте про то, что ему интересно

В первый класс пришел новый ученик. Пришел из другой школы, в которой решили, что мальчик необучаем.

Папа в ванной

Во время первого собеседования со мной, психологом, мальчик повел себя странно: все время пытался что-то схватить, постоянно перебивал меня и подробно рассказывал об очень плохой сестре и очень плохом брате. На просьбу нарисовать свою семью за обычным занятием Витя нарисовал пять человек: папу, маму, себя и брата с сестрой. Папа сидел в ванне. Младший брат в соседней комнате делал петлю из веревки: «А он все время вешается». А папа – в ванной! «Наверное, мальчик не в себе», – предположила я.
Напрашивалось простое объяснение: органические нарушения. На научном языке – недоразвитость лобных долей головного мозга. К такому выводу склонилась и Витина учительница. «Это ужас какой-то! Бегает по классу, хватает вещи ребят, дерется. Невозможно вести занятия. Пусть он у вас посидит, поговорите с ним, позанимайтесь как-то», – пожаловалась она.
А что говорить? Ребенку семилетнего возраста бесполезно рассказывать о том, как важно учиться. Здесь нужна грамотная диагностика и предметный разговор, причем не всегда с ребенком.
Учительница уже ответила на вопрос, можно ли учить Витю. Причем ответила однозначно: нельзя, придется исключать из школы. А у меня было еще одно предположение: возможно, странности Вити вызваны ошибками семейного воспитания?

«Он же еще маленький»

Психологическая диагностика показала, что никаких особых отклонений у Вити нет. Почему же физиологически здоровый семилетний мальчик ведет себя, как четырехлетний? Я надеялась получить ответ на это в разговоре с мамой. И к счастью, мама сразу же откликнулась на предложение встретиться с психологом.
В назначенное время ко мне в кабинет пришла молодая, испуганная и растерянная женщина. Тут же выяснилось, что Витя у нее первый и единственный ребенок. Ни брата, ни сестры у него нет.
– Я понимаю: что-то не так. Но что? У нас хорошая семья, мальчик обеспечен всем необходимым. Замечала ли раньше странности в поведении Вити? Замечала: например, когда мы входим с ним в метро, Витя почему-то все время ставит ногу между закрывающимися дверьми, – рассказывала мама.
Слово за словом все звенья этой истории соединились в одну логическую цепочку. Молодая, неопытная мама, полагающая, что проблемы сына вызваны какими-то врожденными дефектами, и не допускающая мысли, что главная проблема может заключаться в отсутствии полноценного общения с родителями.
– Часто ли мы общаемся с Витей? – переспросила она. – Да не особо. Интересуемся ли его мнением? Нет, он же еще маленький.
Оказалось, что папа обращал внимание на сына только тогда, когда наказывал за очередной проступок. Вот вам и папа в ванной. А «ужасный» рисунок возник под впечатлением от какого-то американского мультфильма. Телевизор занимал большую часть свободного времени мальчика.
Стало ясно: странности Вити обусловлены невниманием родителей к его внутреннему миру. Весь этот эпатаж, включая неадекватное поведение в метро и несуществующего брата, вызваны стремлением обратить на себя внимание взрослых, прежде всего мамы.
Помочь Вите могли только значимые взрослые и только одним способом: изменить свое отношение к нему. Психологам давно известно, что ребенок развивается и взрослеет тогда, когда взрослые проявляют интерес к его мыслям, чувствам, желаниям. Но как убедить в этом родителей и учительницу?

Замечательные «сентябрьские» палочки к январю

– Пусть Витя пройдет полную психологическую и психофизиологическую диагностику в центре Института возрастной физиологии, – предложила я маме. – Это позволит объективно оценить степень зрелости ребенка, соответствие развития мальчика его календарному возрасту.
Мама с готовностью приняла это предложение. А обследование в консультационном центре полностью подтвердило мои выводы: никаких отклонений у Вити нет.
И вот мы снова встретились с мамой и учительницей для главного и долгого разговора. Задача состояла не только в том, чтобы сообщить, что все, мол, в порядке – учите! Было важно вместе выработать стратегию и тактику поведения с ребенком.
Что мы решили предпринять?
Рекомендации, как для родителей, так и для педагога были примерно одними и теми же. Главное – проявлять интерес ко внутренним переживаниям мальчика, чаще хвалить, больше интересоваться мнением Вити по самым разным поводам. «Что ты хочешь?», «О чем думаешь?», «Как ты видишь, что ты можешь сделать?». Привела пример. Недавно попросила нарисовать зимние деревья. И вдруг Витя спрашивает: «Можно я нарисую дракона?» «Можно, Витя».
– А почему по поводу рисунков с ним не поговорить? – это риторический вопрос к маме. – Вот он нарисовал это. Не бойтесь, спросите, почему он нарисовал брата, сестру. Спокойно, без ругани: «Как ты посмел?! Что ты нарисовал!?» А вот так: «А почему дракона рисуешь? Что вы проходите по географии? В каких странах ты хотел бы побывать?.. А какие цифры тебе нравятся?..»
Можно вместе обсуждать кинофильмы и мультфильмы, можно поручить Вите целый ряд домашних дел, за которые он будет отвечать…
Учительница предложила сосредоточиться не на стандартных учебных показателях, которые должны быть у первоклассника, скажем, в январе, а на прогрессе ученика относительно себя самого. Вот эти палочки он должен был нарисовать в сентябре, а нарисовал только в начале следующего года. Ну и молодец. Ведь нарисовал же!
Если Витя начнет драться или обзываться, мы решили действовать механически: учительница уводила его от одноклассника и ничего ему не говорила. Замечание только ухудшило бы ситуацию. На замечания Витя реагировал однообразно: уходил в свои мечты, и далее по списку: «вешающийся брат», «плохая сестра», «папа в ванной»… Мы договорились переориентироваться на успех: не делать замечания, особенно при других детях, лучше подойти, спокойно отобрать чужую игрушку или пенал, положить его руку на тетрадку, дать в руку ручку…

…Прошло четыре месяца. Витя с мамой стали лучше понимать друг друга. Он стал не только хорошо учиться, но и принят одноклассниками, дружит с ними, участвует во всех школьных спектаклях, замечательно рисует. И, кстати, больше ни разу не рисовал несуществующего брата.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru