Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Первые дни сентября – это камертон звучания целого года. Атмосфера страха или воодушевления, надежды или отчаяния, энергичный, деловой настрой или вялая видимость работы. Мы идем по тонкой грани, которую не определить никакими приборами. Стремимся установить в классе некий порядок и в то же время дать свободу творчеству, фантазии. Мы охотно поддерживаем искры детских желаний, но никому не уступаем своих лидерских позиций. Ценим индивидуальность и заботимся о создании дружного коллектива. В результате получается (если получается) ужасно хрупкое сооружение, способное рухнуть от одного неосторожного слова...

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Нелегкая наука – жить по правилам

Даже если эти правила ты придумал сам

Важно с самых первых дней учебы установить определенный порядок, наладить дисциплину, как говорят опытные учителя. И для этого совершенно необязательно кричать, пугать, угрожать. Как научить ребенка самостоятельно управлять собой, быть послушным или протестовать, оставаться свободным, считаясь с обстоятельствами, законами, интересами других людей. Как организовать комфортную, безопасную и рабочую обстановку в классе, советует психолог, педагог Мартин Бондон.

Настоящая дисциплина – это не пассивное исполнение чужой воли, а понимание сути совместно установленных правил и добровольное принятие определенных условий. Такая на первый взгляд утопическая ситуация становится реальностью, если ребята сами вырабатывают для себя законы, принимают участие в обсуждении правил жизни.
Мы часто повторяем детям: человек получает права только вместе с обязанностями. Но в реальности обязанности навязываются как нечто неоспоримое, а права обычно зависят от доброй воли или каприза учителя. Последствием неисполнения обязанностей становится банальное наказание со стороны взрослых, когда ущемляются даже самые основные права человека. Это не учит дисциплине, разве что увеличивает уровень агрессии.
Теперь представьте: ребенок нарушил закон, не исполнил своей обязанности. Педагог в гневе, не владеет собой от злости, уже готов ударить нарушителя (пусть этого никогда не случится), оскорбить его. Что будет, если он все же не сдержится? В одном случае из десяти родители подадут на него жалобу, которая скорее всего будет похоронена в административных недрах. Какая-нибудь отчаявшаяся мама наверняка попросит быть в дальнейшем еще строже, потому что “ребенок отбился от рук, и семья бессильна, и ему нужна твердая рука”. В восьми случаях из десяти не произойдет ничего. Теперь представьте, что это ребенок потерял терпение и оскорбил педагога. Что тогда начнется? Родители, учителя, администраторы, вплоть до работников столовой и медкабинета, единым фронтом встанут на защиту авторитета взрослого. Ребенку грозят многие неприятности вплоть до исключения из школы. В то же время и закон, и здравый смысл призывают нас строже карать за одно и то же правонарушение того, кто старше, опытнее, а не более маленького и слабого. Стоит восстановить нормальное положение вещей. Хотя бы в своем классе.
Конечно, нет никакого смысла в законах, которые не исполняются. К примеру, кражи всегда запрещены. Все – за. Но однажды что-то пропадает в классе. Это почти неизбежно в детском коллективе. Что делать в этом случае?
Естественно, виновник молчит. Наказать всех? Несправедливо. Наказывая невиновных, мы превращаем их в потенциальных преступников. Так мы не прекратим воровства, а спровоцируем эпидемию нарушений закона. Ничего не делать? Закрыть глаза на происходящее? Тогда пострадавшие начнут устанавливать справедливость на свой лад: “У меня стащили плеер? Хорошо, я тоже возьму чей-нибудь”.
Прежде всего необходимо разрушить заговор молчания. Все знают о случившемся, шепчутся по углам, но не обсуждают публично. Для начала можно выпустить листовку, повесить ее на видном месте или раздать всем текст, где будет рассказано о пропаже, всех известных деталях и предложено виновнику незаметно вернуть вещь хозяину.
Хорошо, если тексты с рассказами обо всем, что случилось в классе, появляются регулярно.
Часто наша собственная небрежность провоцирует воровство. Особенно со стороны посторонних людей. Стоит обсудить это с ребятами и договориться о режиме хранения каких-то крупных ценностей, например, денег, украшений. Почти всегда есть шкаф с замком для этих целей. Детям можно объяснить, что неразумно разгуливать с большой суммой денег. Не стоит бросать вещи где попало без присмотра, надеясь, что их никто не тронет.
Если все, что происходит в классе, обсуждается и взрослыми, и детьми публично, если педагоги обращают внимание не только на факты, но и на причины, побудившие ребенка к агрессии, воровству, дисциплине ничто не угрожает.
Детскую энергию, которая часто в бездействии и унижении выражается в агрессии, можно направить в мирное русло, предоставив возможность действовать активно и самостоятельно. Важно не устанавливать рамки. Иначе неизбежно кто-то окажется “за рамками”, случайно или намеренно переступит проложенную вами границу. Выразить себя в творчестве, конструировании, научной работе – вот настоящая свобода. В конце концов, вся человеческая культура – это и есть ответ на агрессию, превращение агрессивной энергии в созидательную. О чем говорят нам величайшие творцы человечества? Они рассказывают потрясающие истории о войнах, убийствах, предательствах… Все эти античные трагики, Шекспир, Моцарт, Гойя, Эйзенштейн…
Одна из важнейших причин агрессии – страх перед будущим, который заставляет ребенка жить сиюминутным, использовать других людей для собственного развлечения. Впрочем, здесь им есть с кого брать пример. Как себя вести детям, если они хотят добиться от нас разрешения на праздник, награды? Конечно, угождать нам. Они добровольно становятся нашими игрушками, удовлетворяя наши амбиции, желание властвовать, распоряжаться. А затем выдают вспышку агрессии, ненависти. Это не природная злость. Это ответ на унижение.
В агрессии есть свое удовольствие. Однако человечество веками упорно стремится к красоте (искусство), комфорту (техника), истине (наука). Как помочь детям открыть эти радости?

Законы от мартина

Обычно мы с детьми договариваемся о нескольких несложных законах, которые учимся соблюдать. Конечно, каждый год законы приходится пересматривать. Вот один из последних кодексов.

Закон един для всех. (И взрослые не исключение.)
Никто не может быть наказан за то, чего он не делал. (Нельзя наказать всех, если виноват кто-то один.)
Нельзя наказывать за то, что не причиняет вреда никому, кроме самого нарушителя.
За один и тот же проступок младшего осуждают меньше, чем старшего.
Нельзя быть одновременно и судьей, и нарушителем.
Мы подчиняемся закону, потому что сами его приняли.
Агрессия, оскорбления запрещаются без всяких обсуждений. (Демократия, дискуссии возможны только при условии безопасной атмосферы для каждого.)
Силу можно применять только для самозащиты или для защиты того, кто подвергается опасности. И только тогда, когда все остальные способы исчерпаны.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru