КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ОБРАЗ
Путешествие примы из Петербурга в
Москву
Светлана Захарова – звезда мировых
подмостков
Уж и не припомнить, когда в последний раз
Большой театр устраивал творческий вечер для
кого-нибудь из своих балетных солистов. Так что
Светлане Захаровой, можно сказать, повезло. К
своему 26-летию она получила два дорогих подарка
– звание заслуженной артистки Российской
Федерации и бенефис на главной сцене страны.
Хотя, строго говоря, повезло, конечно, и Большому
театру. В прошлом сезоне в его труппу пришла одна
из лучших балерин мира. Пришла не откуда-нибудь, а
из Мариинского театра.
С начала XIX века до середины века ХХ московскую
балетную труппу «укрепляли» посланцы северной
столицы. От Аблеца, Махаевой и Плетень до
Семеновой, Ермолаева и Улановой. От Глушковского
до Григоровича. Присылали лучших. Директивно.
Теперь директив нет. А коллизия осталась.
По-прежнему бурлят споры о петербургской
строгости и московском демократизме, о чистом
академизме и актерской выразительности. Чем выше
уровень артиста, тем увлеченнее спорят. Светлана
Захарова – яркое тому подтверждение.
Уроженка Луцка, Светлана дважды поступала в
Киевское хореографическое училище. Но вовсе не
потому, что проваливалась на экзаменах.
Десятилетнюю девочку с феноменальными данными
принимали безоговорочно. Просто в первый раз,
проучившись всего четыре месяца, она вместе с
семьей переехала в Восточную Германию, куда по
службе направили отца. Вернувшись полгода
спустя, опять поступила в училище. И… не
закончила. Причиной вновь стал не провал, а успех.
В 1995 году она приняла участие в Международном
конкурсе молодых танцовщиков «Vaganova-Prix» в
Санкт-Петербурге. Получила второй приз за
исполнение партии принцессы Флорины в па-де-де из
«Спящей красавицы» и была приглашена в Академию
имени Вагановой сразу на третий, выпускной курс.
В сольных партиях на сцену Мариинского театра
Захарова выходила еще студенткой, а по окончании
учебы вступила в прославленную труппу. Тогда, в 17
лет, она впервые получила приглашение из Москвы.
Репетируя свою версию «Лебединого озера»,
Владимир Васильев увидел в начинающей балерине
идеальную Одетту-Одиллию. Позже предложение
повторил Александр Ворошило. Но обещанного, как
известно, три года ждут. Москва ждала семь. С 2003
года Светлана Захарова – прима-балерина
Большого театра.
Сегодня в ее репертуаре все ведущие классические
партии, балеты Баланчина, Форсайта, Ноймайера,
Макмиллана. Она покорила Париж. Увидев ее на
спектакле в Версале, Михаил Барышников
посоветовал шефу балета «Гранд-Опера» Брижит
Лефевр «обратить внимание на Захарову». Ее
всегда ждут на самых престижных сценах Японии и
обеих Америк. Ее партнеры – первые балетные
кавалеры мира: Игорь Зеленский и Лоран Илер,
Николай Цискаридзе и Роберто Болле, Владимир
Малахов и Хосе Мануэль Кареньо, Фарух Рузиматов и
Андрей Уваров, Итон Стифел и Жан-Гийом Бар. Она
обладатель всевозможных премий, в том числе двух
«Золотых масок». Но чем больше становится список
заслуг и регалий, тем острее разгораются споры.
Во время лондонских гастролей Большого театра
газета «Financial Times» писала о Захаровой в
«Лебедином озере»: «Безупречные физические
данные и ясный, чистый академический стиль –
возможно, она была чуть холодновата для
раздираемой эмоциями принцессы лебедей, но
потрясающе соблазнительна, сексуально
неотразима в роли Одиллии». Пресловутая
надменность имперской столицы и эмоциональность
белокаменной – балетный спор, длящийся вот уже
более двух веков. Путешествие примы из
Петербурга в Москву высветило проблему с новой
силой. Природа принесла ей щедрые дары –
удлиненные линии, классические пропорции, гордая
посадка головы, феноменальный шаг. Петербургская
школа стала драгоценной оправой для редкого
самородка. В представлении одних имя Светланы
Захаровой давно стало синонимом академизма.
Другие упрекают ее в холодности и нарушении
стиля в угоду так легко, кажется, дающемуся
акробатизму. Захарова это понимает. Перебравшись
в Москву, по собственному признанию, стремится
освоить новое, перенять лучшее. Недавно ее
репертуар пополнила партия Раймонды. Скоро будет
Кармен. Светлана надеется, что удастся
порепетировать с Майей Плисецкой. Надеемся и мы.
Быть может, в этой новой работе в полной мере
воплотится равноправное сочетание танцевальной
техники и актерского мастерства – основная
особенность русской школы.
Наталия ЗВЕНИГОРОДСКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|